13.11.2007 03:10
    Поделиться

    В Воронеже отметил свой столетний юбилей основоположник современного обучения языкам

    Основоположник сознательно-практического изучения языков отметит столетний юбилей

    Вчера исполнилось сто лет первому декану первого в Центральном Черноземье факультета романо-германской филологии Григорию Евгеньевичу Веделю.

    В научных кругах Григорий Ведель известен как один из основоположников так называемого сознательно-практического метода изучения иностранных языков, который стал своего рода фундаментом для всех современных методик.

    Возможно, сегодня это кому-то может показаться странным, но тогда, в начале 60-х годов прошлого века, "презентация" сознательно-практического метода, выглядела в каком-то смысле революционно. Действительно, повсеместно используемый в то время сопоставительный метод предполагал изучение иностранных языков главным образом через переводы и механическое заучивание огромного количества слов. Ведель же (сам преподаватель немецкого языка) предложил пересмотреть подходы: его идея, если говорить упрощенно, заключалась в том, что сами по себе слова ничего не значат, важны контекст и предложение - среда, в которой слова существуют. Таким образом, в качестве цели обучения было выдвинуто овладение живой (то есть главным образом устной) речью иностранного языка. Сейчас, когда существует множество языковых школ и методик обучения, когда границы открыты и россияне имеют возможность налаживать прямые связи с иностранными университетами, предприятиями, общественными организациями, свободно встречаться и общаться с живущими за границей родственниками, коллегами и друзьями, такие приоритеты в изучении "иняза" кажутся безусловными и единственно правильными. Однако в условиях "железного занавеса", когда связи советских людей с заграницей старались свести к минимуму, власти по понятным причинам не видели большой необходимости в обучении "живому языку". И вот тогда, в 1959 году, в "Вестнике Рижского университета" была опубликована статья Веделя "Исторический обзор методов обучения иностранным языкам в средней школе", где намечены основные положения сознательно-практического метода. А через год автора труда пригласили на работу в воронежский университет, с тем чтобы он организовал здесь факультет романо-германской филологии. Таким образом, у нового декана появилась уникальная возможность апробировать новаторскую методику, чем он и не преминул воспользоваться. По прошествии двух лет "испытаний" стало понятно, что сопоставительный метод значительно проигрывает сознательно-практическому в эффективности.

    За 45 лет работы в воронежском госуниверситете Григорий Ведель опубликовал более 60 научных работ, посвященных сознательно-практическому методу, объездил с лекциями почти всю страну и получил за свои труды множество наград, последняя из которых - медаль Всероссийского выставочного центра - была вручена ученому в 2003-м году.

    Сегодня Григорий Евгеньевич принимает поздравления коллег, учеников и друзей. Из Риги и Новороссийская на юбилей к нему приехали близкие родственники, среди которых - двое внуков и трое (возраст от 17-ти до 23-х лет) правнуков. На вопрос, как дожить до ста лет, сохранив при этом ясность мысли и оптимизм, профессор Ведель не задумываясь отвечает: "Надо много работать".

    Поделиться