Для оформления простой справки ростовчанам приходится выстаивать многочасовые очереди

Поводом к написанию материала стал телефонный звонок в редакцию от жительницы Аксайского района: "Приезжайте и посмотрите, что творится в местной налоговой инспекции: чтобы заплатить налог на земельный участок, надо потратить несколько рабочих дней".

Инспекция налоговой службы по Аксайскому району начинает работу в 8 утра, но уже за полчаса до открытия корреспондент "РГ" обнаружил перед зданием внушительное скопление людей. Многие приехали из близлежащих сел. Некоторые стоят здесь с 4 часов утра. К восьми часам в списке значилось 42 фамилии. У многих - номера на руке.

- По идее, очереди к нам быть не должно, - говорят сотрудники налоговой инспекции. - Гражданин получает уведомление и платит налог - вот к этой простой процедуре сводится его взаимодействие с налоговиками. Но так не получается. Поток желающих получить консультацию или разъяснения увеличился, а количество сотрудников налоговой инспекции, занятых на этом направлении, уменьшилось. Такое творится не только у нас, по всей области в налоговые службы сейчас выстраиваются длинные очереди. Причин несколько. Рост количества обращений и недостоверные сведения, которые подаются другими службами, в результате чего автоматизированные системы выдают уведомления на уплату налогов с астрономическими суммами. Так, одному из граждан пришло уведомление о том, что он должен заплатить налог на двухкомнатную квартиру 282 тысячи рублей. Человек едва не получил инфаркт. Ошибки допускают БТИ, ГИБДД, кадастровая служба, Ростехнедвижимость, а очередь выстраивается к нам. По регламенту мы должны дать ответ в месячный срок. В неделю к нам поступает около 200 заявлений с просьбой рассмотреть неверные налоговые предписания.

Много говорят о правовой неграмотности населения, но доля таких обращений невелика: максимум каждый двадцатый. А наибольшая часть обращений - в связи с неверным начислением налога на землю и на имущество, транспортного налога. Существует реальная опасность, что до конца года многие граждане из числа пострадавших не смогут совершить сделки с имуществом, и все это только потому, что у них есть неверно начисленная задолженность на это самое имущество.

Кардинального способа решения проблемы сотрудники налоговой инспекции предложить не смогли. Увеличить штат нет возможности, как-то повлиять на то, чтобы другие службы более четко выполняли свою работу, тоже нереально.

Очередь как явление не удается изжить и в мегаполисе, несмотря на технический прогресс и коммерциализацию этой сферы. Появились фирмы, предлагающие взять на себя хождение по инстанциям вместо клиента (в стоимость услуг входит и стояние в очередях, и материальное стимулирование необходимых чиновников), но в большинстве присутственных мест все еще требуется лично гражданин, поэтому люди продолжают отпрашиваться с работы и занимать ранним утром очереди.

К 12 часам дня в управлении Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Ростовской области - толпа из двух десятков человек. Занято все фойе: в конце очереди со списком в руке - последний, 84-й по счету очередник. Его обязанность - сверять фамилии входящих со списком. В кабинете в это время принимают 57-го. Остальные или столпились в фойе, устало подпирая стены, или "отошли на 10 минут". Появление каждого из таких опоздавших очередников - повод для ссор и взаимных оскорблений.

- Следующий! - из кабинета выходит один посетитель, а пытаются войти сразу три. Дверь за ними не успевает закрыться, как двое лишних посетителей возвращаются в фойе под грозный окрик девушки, ведущей прием документов.

- Мы совладельцы частей дома, и нам на прием нужно идти втроем: у каждого свой пакет документов, - дрожащим от возмущения голосом говорит одна из троицы.

В это время 84-й очередник передает листок со списком следующему, 85-му, и грустно прогнозирует, что безотлучно стоять предстоит примерно четыре-пять часов.

Чуть меньшая - человек 10-12 - очередь в кассу приема коммунальных и прочих платежей в банках. Не только государственном, но и коммерческих. Хотя для приема денег от населения в счет уплаты налогов, услуг детсада и ЖКХ оборудовано два рабочих места, открыто только одно.

Ничуть не лучше ситуация в паспортных столах.

Два года назад проблему очередей попыталось разрешить государство, объявив старт административной реформы, цель которой - повышение удовлетворенности населения качеством государственных услуг. По замыслу авторов этой реформы, очереди за справками в райсобесах и сельсоветах исчезнут благодаря оптимизации работы чиновников, принимающих документы, и внедрению принципа "одного окна". Эта система уже второй год действует в городе Шахты, похожие схемы апробируются в Ростове и Таганроге. Но эти позитивные примеры скорее исключение, чем правило. Организации, не входящие в систему органов госвласти, проводить аналогичное реформирование не обязаны и могут ограничиться закупкой стульев и скамеек для многочисленных очередников.

Компетентно

Сергей Понамаренко, глава администрации школы города Шахты:

- Для того чтобы гражданам быстрее и комфортнее оказывались муниципальные и государственные услуги, мы в городе открыли специализированный многофункциональный центр. В его составе - сектор приема и выдачи документов, контрольно-аналитический и сектор консультирования. Оформлением всех документов граждан занимаются сотрудники центра: рассматривают письменные и устные обращения, выдают копии архивных документов, заключают и расторгают договоры и так далее. Среднее время обслуживания посетителя - 15 минут. В будущем в систему этого центра включат и другие структуры (уже договариваемся с управлением юстиции), что позволит весь пакет услуг получать в одном месте и в короткие сроки.