14.11.2007 04:00
    Поделиться

    Лидия Графова: Переселенцы обречены карабкаться к гражданству по многоступенчатой бюрократической лестнице

    Срок упрощенного получения гражданства неумолимо движется к концу. С 1 января прекращается действие ч. 4 ст. 14 закона о гражданстве, и все переселенцы, не успевшие получить российские паспорта, будут обречены карабкаться к гражданству по многоступенчатой бюрократической лестнице.

    Целых 7 лет! И на каждом повороте их будет поджидать хитрая ловушка, замаскированная под инструкцию, выбраться из которой порой можно с помощью суда. Но куда проще - путем взятки.

    Сколько же их, обреченных?

    Точно ответить на этот вопрос не может никто. После принятия в 2002-м новых законов - о гражданстве и о правовом положении иностранных граждан - все наши бывшие соотечественники, если не удалось им до конца легализоваться в России, стали де-юре такими же иностранцами, как и мигранты из дальнего зарубежья. Законодатели решили, что старый закон был слишком либеральным, и "все, кто хотел получить гражданство РФ, давно его получили".

    Это заблуждение стало причиной бесчисленных человеческих трагедий, многие из которых длятся по сей день. Дело в том, что старый закон тоже требовал обязательной постоянной прописки, а где ее взять бездомному мигранту? Хотя прописку назвали потом регистрацией временного проживания (РВП), крепостническая ее суть не изменилась. И сегодня переселенцам приходится играть с государством в прятки - выпрашивать липовую регистрацию у какой-нибудь одинокой старушки (надо, чтоб по 12 кв. метров на человека было), а ловкие и обеспеченные напрямую идут в кабинеты "договариваться" с чиновниками. Так что не удивительно, что "в нелегалы поневоле" попали и многие русские переселенцы.. Вернувшись на историческую родину, они не желали приобретать гражданство с черного хода. Жили по старым советским паспортам, наивно полагая, что печать, посредством которой республики автоматически перевели их в свое гражданство, для России мало что значит.

    Можно сколько угодно упрекать этих людей в правовом невежестве, но государство, поспешившее юридически оформить "развод" со своими детьми, поступает, по-моему, куда более неразумно.

    Я помню, как вскоре после принятия тех новых немилосердных к соотечественникам законов на "круглом столе" в Совете Федерации один ответственный чиновник огласил шокирующую цифру: оказывается, около полутора миллионов переселенцев не успели получить гражданство РФ по старому закону. Его спросили, сколько нужно времени, чтобы выдать им всем российские паспорта? Он ответил: не менее трех лет.

    И вот в 2003-м забывчивые законодатели под давлением общественности решили исправить ошибку - внесли в закон о гражданстве ту самую ч. 4 ст. 14, предусматривающую упрощенную процедуру для прибывших в Россию до 1 июля 2002 года. Но в поправке опять была заложена та же мина: необходимость регистрации по месту жительства, т. е. требование постоянной прописки. Как ни бились правозащитники, предлагая наряду со штампом о регистрации предусмотреть и "факт постоянного проживания, подтвержденный судебным решением", законодатель был неумолим.

    Конечно же, не удалось за три года легализовать всех забытых. Поэтому в прошлом году Думе пришлось вносить поправку в поправку, продлевая действие ч. 4, ст. 14 до 1 января 2008-го. Текст остался прежним: обязателен именно штамп.

    И вот результат: за бортом опять остаются десятки, нет, как утверждают эксперты, сотни тысяч "нелегалов поневоле".

    В недавней беседе с начальником УФМС Санкт-Петербурга и Ленинградской области, полковником Ю. Буряком, я узнала, что в этом регионе еще остается более 30 тысяч (!) незавершенных дел. Буряк говорит:"Если даже наши сотрудники будут работать дни и ночи, все равно до января справиться не успеем. А после того как закончится упрощенный порядок, эти дела перейдут в усложненную общую процедуру и, как тромбы, забьют кровеносную систему всей деятельности миграционной службы".

    Человеколюбие по приказу

    Известно, что с 15 января с.г., в соответствии с принятыми поправками в закон о правовом положении иностранных граждан и со вступившим в силу новым законом о миграционном учете, в России началась долгожданная миграционная революция. Я не раз писала об этом в "РГ". Однако либерализация коснулась в основном трудовых мигрантов, а давно переселившиеся на ПМЖ, успевшие уже интегрироваться, самые желанные для нашей вымирающей страны мигранты по-прежнему остаются изгоями. Поток жалоб от них не иссякает. Приходится пачками носить отчаянные письма директору ФМС К. Ромодановскому, и только после личного вмешательства генерала ситуации, казавшиеся тупиковыми, благополучно завершаются. И то не всегда до конца. Приведу три типичных примера.

    Еще весной в статье "Русские без России" ("РГ" от 14 марта с.г.) я рассказывала о злоключениях телятницы из деревни Волконск Калужской области Людмилы Слесаревой. Она имела несчастье перед развалом Союза уехать в Украину к мужу. В 1997-м вернулась уже с двумя сыновьями в Козельский район области, где родилась и выросла. Несмотря на многие поездки в райцентр, ей никак не удавалось даже начать путь к гражданству. Так бы и жила в своей деревне, считаясь "иностранкой", но сын заканчивает техникум, и ему без российского паспорта не выдадут диплом. После публикации прошло лето, осень, и вот на днях Людмила позвонила: выдали ей наконец (только 25 октября) так называемое РВП - разрешение на временное проживание. А сыну не выдают - на него, понимаете ли, не хватает квоты. Сын по-прежнему без диплома.

    Происходит это безобразие в Калужской области, которая вошла в число 12 пилотных регионов по добровольному переселению. Там же, в Калужской области, в деревне Дворцы Дзержинского района живет Ирина Пушкарева, о несчастье которой шла речь в статье "Абсурд в законе" ("РГ", 3 октября с.г.). Семья Ирины переселилась из Казахстана еще в 1992-м и до 2005-го они понятия не имели, что новый закон превратил их в ЛБГ - лиц без гражданства. Спохватившись, родители Ирины довольно просто получили российские паспорта. А от самой девушки, которая переехала двухлетним ребенком, а теперь стала совершеннолетней, потребовали... установления личности. Два года не могла Ирина получить справку о том, что она есть она. Будучи "никем", вышла замуж - брак не зарегистрировали, родила ребенка - сыну не выдали свидетельство о рождении. Правда, после звонка Ромодановского ей поспешили выдать гражданство. Причем сразу. Минуя пресловутое РВП.

    Сюрприз за сюрпризом

    Случайно удалось узнать, что еще летом в Госдуму одним из депутатов было подано предложение о продлении упрощенного порядка. И была еще одна замечательная поправка: чтобы в перечень документов, подтверждающих факт постоянного проживания, наряду со штампом о регистрации включались и судебные решения. Именно этого добивались, как я упоминала, и правозащитники. Еще пять лет назад.

    И вот ведь какая радость: оказывается, эти предложения уже успел одобрить Совет Думы. Более того, в установленном порядке поправки отосланы в аппарат правительства, откуда их направили в ФМС с распоряжением срочно собрать мнения заинтересованных ведомств.

    Значит, можно уже не волноваться насчет прекращения упрощенного порядка? Раз поправки прошли столько инстанций, их успеют, конечно, принять уже в этом году. Ну а в том, что будет поддержка со стороны ФМС, у меня не было сомнений. Сколько раз, возмущаясь издевательствами над переселенцами, слышала я от миграционных чиновников, что они, мол, и рады бы помочь человеку, да закон не позволяет. Адресуйте, мол, свои претензии депутатам.

    Иду в Госдуму. И вдруг - глазам своим не верю - мне показывают такое вот отказное письмо, подписанное... руководством ФМС:

    "...Временно действующая норма упрощенного приема в российское гражданство была введена для завершения натурализации... За время действия этой нормы в гражданство РФ принято 813 тыс. человек, что составляет 80% от общего числа приобретших гражданство в соответствии с прежним федеральным законом.

    Начиная с 2006 г. прием в гражданство РФ лиц данной категории снизился на 25-30%... Это свидетельствует о практическом достижении цели введения указанной нормы".

    За 17 лет работы с мигрантами мне довелось опубликовать не помню уж сколько критических статей о деятельности ФМС. Но в последнее время, когда эта служба с великими трудами пытается реализовать новую миграционную политику, я стараюсь как могу поддерживать эти усилия. А теперь как смотреть мне в глаза тем, кого, получается, ФМС предала?

    Пытаюсь все-таки понять, самой себе как-то объяснить необъяснимое.

    Может быть, ФМС сочла просто несолидным в третий раз "латать" закон о гражданстве? Ведь это один из главных законов. Государствообразующий. Он должен быть неприкосновенен наподобие Конституции. К тому же ФМС, заявляя, что временный порядок якобы уже достиг цели, действительно, не знает, да и знать не может, сколько всего в стране "нелегалов поневоле". - Как их сосчитать? Ну, запросила ФМС свои территориальные органы, сколько у них осталось незавершенных дел. Но ведь говорил же мне полковник Буряк в Санкт-Петербурге, что на самом деле число выпавших из правового поля раза в три больше, чем стоят на учете. Например, мало ли таких, как калужские Слесаревы и Пушкаревы, живут себе в глубинке и просто не в состоянии уследить за нашим изменчивым законодательством. А если нужда заставит приехать в город, где отстоят нервную очередь, наслушаются про "черные ходы", а потом еще их отругает за бестолковость сама мало что понимающая в извивах закона паспортистка, бедолаги испугаются и уйдут, чтоб больше не возвращаться. И ни в каких списках такие не значатся.

    Я попросила одного из самых компетентных сотрудников ФМС: "Ну объясните, с какой стати соотечественники, давно приехавшие к нам жить, даже успевшие уже заработать себе жилье, должны с массой унижений и кипой справок (они дорого стоят и быстро стареют) выпрашивать непонятно у кого то самое РВП - "разрешение", да еще на "временное" проживание?" Обычно чиновники избегают ругать вслух мучающий их самих закон, но тут был категоричный ответ: "Да будь моя воля, я бы вообще отменил и квоты, и РВП для категории давно переселившихся".

    Разве в названии суть?

    В мировой практике существует апробированный опыт проведения иммиграционных амнистий. Когда в стране скапливается большое количество нелегалов и государство осознает, что депортировать их невозможно и легализовать по обычной сложной процедуре будет слишком долго и накладно, приходится идти на компромисс - легализовать ни в чем особо не провинившихся мигрантов самым простейшим способом

    Два года назад московский офис МОТ (Международной организации труда) устроил обсуждение концепции иммиграционной амнистии, проект которой разработала инициативная группа российских экспертов при содействии Уполномоченного по правам человека Лукина. Пригласили чиновников из разных стран, где уже проводились амнистии. Гости единодушно одобрили проект, но предупредили: успех достигается только в том случае, если акция тщательно готовится, а потом быстро проводится. Помню, один из них, кажется, испанец, пошутил: "Тут действовать нужно так же быстро, как если взбиваешь майонез. Если замедлишь, получишь не майонез, а уксус".

    Впоследствии Лукин делал доклад о концепции на заседании трехсторонней комиссии, и на этом высоком уровне проект тоже был встречен благожелательно. Потом в семи регионах проводились пробные мини-амнистии. Но опять только для трудовых мигрантов. Мне давно не дает покоя вопрос: ну в чем дело, почему так мучительно долго тянется эта очевиднейшая проблема легализации приехавших на ПМЖ? Слово "амнистия" желанных соотечественников может оскорбить? Давайте назовем по-другому. Например, "регуляризация". Да как угодно. Разве в названии суть?

    А выход есть, и очень простой

    Вчитываясь в то "отказное" письмо ФМС, неожиданно нашла ответ. Вот такой:

    "...Снятие ограничений по сроку действия ч. 4 ст.14 закона о гражданстве также может затруднить реализацию Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, снижая один из существенных стимулов переезда в Россию, а именно - приобретение гражданства Российской Федерации".

    Право же, у государственных лиц бывает особая, уму непостижимая логика. Это значит, сотни тысяч давно приехавших, мыкающихся здесь у нас в бесправии, могут стать соблазнительным примером для сидящих сегодня на чемоданах?! Не давать гражданства одним, чтобы привлечь тем самым других?! В последнее время мне довелось побывать во многих странах СНГ, и я не раз слышала, что судьба "нелегалов поневоле" стала настоящей страшилкой для сомневающихся: ехать - не ехать.

    Не секрет, что программа добровольного переселения идет очень туго. Собирались за первые полтора года принять 150 тысяч, а приедут несколько сотен человек. Тому есть объективные уважительные причины. Теперь, когда весь пакет документов наконец готов, дело пойдет веселее. Но все равно сама эта благородная, долгожданная идея позвать на ПМЖ в Россию соотечественников сегодня под угрозой компрометации. А вдохнуть в нее магнетическую энергию жизни так просто. Не надо "застрявшим" в нелегалах никакой амнистии, все равно она уже фатально опоздала. Позвольте им просто стать участниками программы по переселению, пусть они, как предусмотрено для новеньких, тоже в течение полугода получат гражданство. Кстати, с таким обращением к правительству РФ решило выступить Законодательное собрание той Калужской области, в которой происходили две из описанных выше "тупиковых" истории.

    Сегодня по всей России, за исключением нескольких отказавшихся регионов, идет детальная разработка региональных программ добровольного переселения. Так что скоро к 12-ти "пилотам" прибавятся десятки других республик и областей. И в каждом проекте должны быть указаны конкретные места, где нужны руки, головы и, конечно же, дети мигрантов. Так почему же не предложить эти места тем, кто давно переселился и не просит от государства никаких льгот, кроме легализации? Это будет большой выгодой для государства, а главное - стремительно поднимет имидж России в глазах соотечественников как ближнего, так и дальнего зарубежья.

    P.S.

    Моя статья уже находилась в редакции, когда стало известно, что именно 14 ноября, в день выхода в свет этого номера "РГ", на пленарном заседании Госдумы будет рассмотрена поправка о продлении действия ч. 4 ст. 14. Принять ее должны сразу в трех чтениях. Упрощенный порядок продлевается еще на один год. Хочется верить, что за этот срок ФМС, которой теперь дано право законодательной инициативы, успеет привести законодательство и все свои противоречивые инструкции в соответствие с курсом на привлекательную для соотечественников миграционную политику, которую так последовательно отстаивает наш президент.

    Поделиться