14.11.2007 03:43
    Поделиться

    В Приамурье от реформы образования пострадали педагоги-мужчины

    Два месяца назад в ряде городов и районов Приамурья стартовала реформа образования в части учительской зарплаты.

    Новая система оплаты труда преподавателей, по задумке реформаторов, должна была уменьшить нагрузку на учителей и значительно увеличить их заработную плату. По итогам первых месяцев нового учебного года оказалось, что не все педагоги выиграли от эксперимента. Больше всего пострадали мужчины. Почему так произошло, попытался выяснить корреспондент "РГ".

    Раньше зарплата учителей не зависела от количества учеников в классе. Урок русского языка и урок физкультуры оплачивались одинаково. Теперь все предметы поделили по сложности на четыре категории. Например, сейчас самые высокооплачиваемые уроки - математика, физика, литература, на втором месте - английский язык, в третью категорию попала биология, меньше всего оплачиваются физкультура, изобразительное искусство, труды и музыка. То есть те предметы, которые в основном ведут мужчины. Именно в спортзалах и в кабинетах трудового обучения сегодня можно увидеть педагогов сильного пола.

    - Получается дискриминация, у обоих учителей высшее образование, они ведут одинаковое количество уроков, а зарплата их может отличаться в два раза. А все потому, что один ведет математику, а второй - физкультуру, - делится преподаватель физкультуры одной из тындинских школ. - Из­за такой реформы последние учителямужчины уйдут из школы, а выпускников вузов и вовсе не заманишь в классы.

    В Тынде в эксперименте участвуют вторая гимназия, школы N6 и N7. Остальные образовательные учреждения работают постарому - по единой отраслевой тарифной сетке. Учитель начальных классов Нина Скажутина после реформы значительно потеряла в зарплате. Сейчас у нее второй класс. По новой системе считается, что сложнее учить первоклассников.

    - Я не против эксперимента, но так получилось, что в этом году у меня в классе 22 человека, и я получаю на 1000 рублей меньше, чем в прошлом учебном году. То есть в результате реформы я потеряла в зарплате, - говорит Нина Скажутина, учитель начальных классов гимназии N2.
    У учителя информатики Инны Курбатовой зарплата, наоборот, повысилась на две тысячи рублей. В прошлом году преподаватель вела в два раза больше уроков, сейчас у нее только одна ставка.

    - Сейчас у нас применяется повышающий коэффициент на каждого ученика, тогда как раньше - на весь класс. За счет этого зарплата, конечно, выросла, - рассказывает Инна Курбатова, учитель информатики. - Учителя информатики, наверное, единственные, кто в результате реформы оплаты труда выиграл.

    Чем старше ученики в классе, тем больше зарплата у педагогов. Теперь в экспериментальных школах новая политика. За партами должно сидеть не меньше 25 учеников. Учитель не может допустить переход ребенка в другую школу. Выигрывает от эксперимента учреждение, в котором больше всего учеников. По количеству учащихся в Тынде лидирует седьмая школа. На втором месте - гимназия N2. Здесь 890 учеников. Скоро во всех таких школах появятся собственные бухгалтерии. Экономисты будут вести ежедневный учет учащихся.

    - Сейчас деньги школе выделяются на каждого ученика, причем сумма зависит от того, на какой ступени обучается ребенок. Первая группа - это начальная школа, вторая - среднее звено, в третью группу входят ученики 10 - 11х классов. Именно за старшеклассников больше всего идет финансирование, то есть той школе, где старших классов много, из бюджета выделяется денег больше, - объясняет Людмила Фирсова, директор гимназии N2.

    Всего в Амурской области в эксперименте участвуют семь городов и районов. Как и тындинские учителя, коллеги из Свободного и Зеи пока не привыкли к новой оплате труда. Учителям обещали, что после реформы они будут работать меньше, а получать больше.

    - Мы вступили в эксперимент, потому что нас поставили в жесткие экономические рамки, мы были вынуждены пойти по пути реформирования, - говорит Валентина Прилепская, заместитель начальника управления образования Тынды. - Сначала не может быть все хорошо, постепенно, я думаю, все войдет в колею и будут отрегулированы все недоработки.

    Школы Тындинского района в этом эксперименте не участвуют. В районном управлении образования считают, что переходить на новую систему оплаты труда в поселковых школах нельзя, в противном случае большинство учебных заведений на маленьких станциях БАМа просто закроются.

    - У нас есть школы, где учатся двадцатьтридцать учеников. О какой подушевой оплате здесь может идти речь, какая тогда будет зарплата у учителей? - задает резонный вопрос Валерий Плотников, заместитель начальника управления образования администрации Тындинского района. - Естественно, что такие школы не выживут, но и закрыть учебное заведение в отдаленных поселках тоже нельзя, потому что расстояния между станциями доходят до ста километров. Мы выступаем за сохранение прежней системы оплаты труда либо разработку такой формы финансирования, которая бы была приемлема для маленьких школ.

    Скоро педагоги получат вторую зарплату в этом учебном году. Многие учителя экспериментальных школ надеются на премии из стимулирующего фонда. Его создали специально для того, чтобы поощрять педагогов за участие в олимпиадах, всероссийских конкурсах и различных соревнованиях. Теперь директор по собственному усмотрению выдает премии за счет средств фонда. Возможно, именно руководитель школы повернет реформу оплаты труда в русло, устраивающее всех: и учителей русского языка, и преподавателей физической культуры.

    Поделиться