Иркутские пациенты ждали своих операций годами

Сегодня Свердловский районный суд рассмотрит первый из 50 исков граждан, которые в течение нескольких лет ждут операции по замене крупных суставов. Это новый поворот ситуации, о которой неоднократно писала "Российская газета".

Ответчиками выступают Институт ортопедии Научного центра реконструктивной и восстановительной хирургии и Федеральное агентство по высокотехнологичной медицинской помощи. Интересы пациентов в суде представляют органы прокуратуры Иркутской области.

В результате проверки, проведенной прокуратурой Иркутской области в Научном центре, установлены факты нарушения прав граждан на охрану здоровья и медицинское обслуживание. Суть этих нарушений в том, что медучреждение отказало людям в проведении операций по протезированию суставов.

- В соответствии с существующим порядком оказания медицинских услуг медучреждение обязано каждому пациенту назначить дату госпитализации, - объясняет Елена Вылкова, старший прокурор отдела по надзору за исполнением закона в социальной сфере. - А в Институте ортопедии сведения о пациентах вносили в листы ожидания без указания конкретных сроков.

Впрочем, тут же стало ясно, что назначить даты операций иркутские врачи просто не могли. Ведь сколько протезов они поставят, решают в Федеральном агентстве по высокотехнологичной медицинской помощи.

Еще в августе высокопоставленные чиновники обещали разобраться и "решить вопрос в пользу пациентов". Казалось, дело вот-вот сдвинется с мертвой точки: Институту ортопедии выделят наконец нужное количество квот, и хирурги примутся за работу, возвращая инвалидам надежду на возвращение к полноценной жизни...

Не тут-то было. Сейчас операции по протезированию суставов ждут 623 человека. Это по данным на 10 ноября. А в августе в списках значилось 389 человек... То есть вместо того чтобы уменьшаться, очередь растет. Удивляться не стоит: в третьем квартале врачи смогли провести за счет госбюджета только 75 операций, в четвертом - 66. А ведь представители Федерального агентства публично заявляли, что "возможность увеличить количество выделяемых квот будет изыскана".

Вполне возможно, что 75 и 66 - это несколько больше, чем было запланировано ранее. Но все равно крайне мало.

- При распределении квот не были учтены ни реальные потребности региона, ни мощность медучреждения, - подтверждают в прокуратуре. - Врачи Института ортопедии могут проводить до 120 операций в квартал. А в заявке департамента здравоохранения на 2007 год было указано количество нуждающихся в медицинских услугах такого рода - 512 человек. Но квот выделили в два раза меньше.

Именно поэтому ситуация не разрешается, а, наоборот, усугубляется: очередь становится все длиннее, и ждать приходится все дольше. Многие из пациентов признаются, что уже почти потеряли надежду.

- Я операции уже три года жду, - говорит Мария Степановна Тарасова, инвалид II группы. - Звоню время от времени в Институт ортопедии, однако врачи ничего определенного мне сказать не могут. Я их не виню... Но время идет, и мне становится все хуже. Сломанная нога раньше была короче на два сантиметра, а теперь уже на пять.

Кто-то в этой ситуации ищет деньги (Научный центр реконструктивной и восстановительной хирургии проводит и коммерческие операции), но для большинства инвалидов 120 тысяч рублей - абсолютно неподъемная сумма. И они вынуждены ждать, когда чиновники решат: выделить квоты или не выделить, дать шанс на реабилитацию или не дать.

Однако новость о том, что органы прокуратуры готовы отстаивать их интересы в суде, была воспринята неоднозначно. Кто-то сказал: "Наконец-то!", кто-то предпочел не писать искового заявления.

- Я понимаю, почему никто из пациентов научного центра не обратился в суд самостоятельно, - говорит Елена Вылкова. - Инвалидам это не по силам. Им не то что совершить путешествие из Братска в Иркутск - из дому выйти сложно. Плюс затраты. У тех, кто живет на пенсию по инвалидности, каждая копейка на счету. А нервы какие... Но я не понимаю, почему люди не хотят, чтобы районные прокуроры добились решения, которое для них жизненно важно. Вот, например, 10 пациентов из Слюдянки отказались от наших услуг. Видимо, не верят, что ситуация может разрешиться в их пользу...

Но, так или иначе, 50 исков уже направлены в суды. И в ближайшее время их станет еще больше.

Иркутские медики смотрят на ситуацию вполне оптимистично.

- Рассмотрение дел в суде - это цивилизованный способ защиты интересов наших пациентов, - считает Евгений Григорьев, руководитель Научного центра реконструктивной и восстановительной хирургии ВСНЦ СО РАМН. - Мы этих слушаний не боимся, напротив, расцениваем их как позитивный момент.

При этом директор научного центра подчеркивает: ситуация уже нормализуется.

- С каждым пациентом, что стоит в очереди, проводится индивидуальная работа, - уточняет он. - Больные информированы о перспективах лечения и с пониманием относятся к происходящему.

А в Федеральном агентстве по высокотехнологичной медицинской помощи ситуацию комментировать не стали, сославшись на "занятость компетентных лиц".

Между тем сотрудники прокуратуры настроены решительно.

- Инвалидам не должно быть никакого дела до сложных взаимоотношений между ведомствами. Им положена по закону высокотехнологичная помощь, причем абсолютно бесплатная, и они должны ее получить. Даже если для этого необходимо решение суда.

компетентно

Сергей Колесников, академик РАМН, заместитель председателя Комитета Госдумы по образованию и науке:

- Думаю, раз дело дошло до суда, будет результат. Но очень жаль, что из-за бюрократической несогласованности пострадали люди. Росмедтехнология чуть было не "обнулила" Институту ортопедии четвертый квартал 2007 года, видимо ошибочно посчитав, что в результате августовской проверки была отозвана лицензия на проведение операций по замене суставов. Я тут же обратился с письмом в Росздравнадзор, и мне сообщили, что лицензия не отозвана. Тогда я переслал все документы в Росмедтехнологию... И Федор Антоненко, начальник управления организации высокотехнологичной медицинской помощи Росмедтехнологии, сообщил мне, что вопрос решен положительно, квоты выделены.

Что касается количества квот на 2008 год - пока ничего определенного сказать не могу. Хотя есть, безусловно, обнадеживающие моменты. Новый министр здравоохранения и социального развития Татьяна Голикова делает многое для того, чтобы выстроить конструктивные отношения с Академией медицинских наук. Хочется верить, что в результате ее работы ситуация в иркутском Институте ортопедии благополучно разрешится.