15.11.2007 00:00
    Поделиться

    Лидер политической партии "Патриоты России" Геннадий Семигин считает, что обычные госслужащие в нашей стране живут не лучше остальных граждан

    - Геннадий Юрьевич, вы хотите "о бедном чиновнике замолвить слово"?

    - О бедном чиновнике надо замолвить слово, поскольку о богатых чиновниках беспокоиться нечего - если не коммунизм, то очень развитой социализм они себе уже построили.

    Социальное расслоение в России идет темпами, опережающими рост ВВП, золотовалютных резервов, инфляции и прочих "достижений" Правительства РФ. И миллионы рядовых чиновников, даже если они получают зарплаты несколько больше, чем в среднем по региону, в целом живут немногим лучше простых россиян. Зато чаще становятся стрелочниками, которые отвечают за все промахи руководства. Кто обычно попадает под показательную борьбу с коррупцией? Кого на все лады склоняют граждане за отсутствие нормальных дорог, рост цен, задержку пенсий и пособий, техногенные катастрофы, плохую работу коммунальных и социальных служб? Те, кто наверху реально должен отвечать за все эти безобразия, для простых людей недоступны. Не зря же в России так популярна фраза о "наказании невиновных и награждении непричастных".

    - Принятый в 2004 году Федеральный закон "О государственной службе в РФ" зафиксировал основные принципы работы чиновников. И практически одинаковые требования государства к ним. Где же здесь социальное расслоение?

    - Кому бы ни приписывали знаменитую фразу: "В России суровость законов умеряется их необязательным исполнением" - маркизу де Кюстину, князю Вяземскому, барону Корфу или писателю Салтыкову-Щедрину, - истина века XIX звучит не менее актуально в веке XXI. И законы по-прежнему суровы, и исполняются они по принципу: "Что позволено Юпитеру, не позволено быку". А избирательное исполнение законов есть беззаконие.

    Вот в Чите разоблачили некоего чиновника, принявшего (страшно сказать!) на государственную службу в свое подчинение собственную супругу. Тут прокуратура вмешалась и отважно пресекла нарушение Федерального закона "О государственной гражданской службе в РФ". Возникает вопрос, было бы рвение таким же, если бы речь шла о чуть более высокопоставленном чиновнике?

    Когда органы прокуратуры докладывают о выявленных десятках тысяч нарушений в органах власти и принятых суровых мерах, сразу возникает вопрос: по какому принципу выявляли? По принципу "закон для всех един" или устроили "зачистку стрелочников"? Кого наказывали - того, кто скрыл, что владеет двумя ларьками, или того, кто отдыхает по Куршавелям и владеет недвижимостью в престижных районах Лондона?

    Кстати, ведь поправка к тому же Закону "О государственной службе" о запрещении чиновнику иметь счета и недвижимость за границей через Государственную Думу не прошла. Хотя министр внутренних дел прямо заявил, что "оплата услуг высокопоставленных чиновников сегодня осуществляется в безналичной форме на счета в зарубежных банках", и потребовал соблюдения российскими чиновниками международного кодекса поведения госслужащих.

    Но партия власти всей своей мощью доказала, что даже многомиллионные заграничные владения государственного служащего - не помеха исполнению им долга перед Родиной и не дают возможности влиять на государственного мужа в пользу иных стран. Эта стойкость по защите прав человека-чиновника на честно заработанные деньги покупать виллы на Лазурном берегу и открывать счета в западных банках вряд ли восхитила рядовых госслужащих, которых, кстати, большинство.

    У миллионов рядовых гражданских служащих, не состоящих в браке или ином родстве с олигархами, доходы мало отличаются от средних по России. Им бы раз в год на отдых в Турции наскрести да как-нибудь квартиру отремонтировать, да хоть отечественную машину приобрести, одеться-обуться и т. д. Во многих регионах для простых чиновников и огород - кормилец, и секонд-хенд - подспорье. Так что право прикупить себе виллу за рубежом или положить миллион-другой в швейцарский банк им ни к чему.

    - То есть вы считаете, что высшие чиновники успешно лоббируют в законодательных органах свои интересы?

    - Даже если в законе сказано четко - нельзя, наверху сразу начинается - "а если нельзя, но очень хочется"? И тут встает вопрос: кому хочется? Если одному из столпов власти - да, пожалуйста, сделайте милость, Ваше-ство. Если же кому помельче, то и показательную трепку можно устроить. Тут самое главное для чиновника - определить свой реальный размер в каждом случае.

    Высшие представители законодательной, исполнительной и судебной властей, а также богатейшие семьи России - давно уже одна, спаянная семейными и дружескими узами социальная группа. И интересы их во многом совпадают. Разве кого-нибудь удивит сегодня, если в рамках одной семьи мы обнаружим представителей руководства всех ветвей власти и большого бизнеса?

    Например, кому нужны были такие длинные зимние каникулы за счет сокращения майских праздников? Тем, кто ездит на зимние курорты и не волнуется, что надо обработать свои шесть соток. Сколько процентов из двух миллионов российских чиновников могут позволить себе зимний курорт? А сколько не обойдутся без подсобного хозяйства? Точной цифры привести не могу, но предполагаю, что соотношение примерно 1 к 10, как и в целом по России, где 90% собственности - у 10% населения.

    - Как вы считаете, улучшаются ли в России эффективность и качество управления?

    - Два года назад, по результатам исследования Института Всемирного банка, качество управления у нас оказалось где-то на уровне Бирмы. И незаметно, чтобы с той поры что-то радикально изменилось. Эффективность управления все-таки закладывается сверху. Подобные инициативы снизу трудно себе представить. Рядовой чиновник, чьи обязанности крайне формализованы, лично ничего в системе управления изменить не может. Приказали пахать воду - будет пахать воду.

    Я проехал почти всю Россию, встречался с десятками тысяч людей, в том числе и с чиновниками. И слышал огромное количество жалоб на то, что давятся все инициативы, все, даже режим работы полностью зависит от начальника. Не любит руководитель рано домой уходить - весь аппарат будет сидеть до позднего вечера, даже если это не на пользу делу. Система оплаты так запутана, что тоже полностью зависит от отношений с руководством. Неугодного человека могут уволить просто без объяснений. Конечно, можно жаловаться, но это уже гарантированный "волчий билет". Система выстроена так, что неудобному сотруднику могут перекрыть возможность устроиться в другую структуру - кадровики между собой такой информацией постоянно обмениваются. Самостоятельных, инициативных, высококвалифицированных чаще всего не жалуют. Без "высокого покровителя" сделать карьеру практически нереально. О какой эффективности можно говорить?

    Самое тяжелое положение - в регионах, на уровне муниципалитетов. Поскольку муниципалитетам оставили только те налоги, которые можно собрать разве что методами хана Батыя. Дотации поступают не тогда, когда необходимо, а когда наверху решат. И руководство, и рядовые чиновники в таких ситуациях постоянно ходят под статьей о нецелевом использовании средств - выкручиваются, как могут. Задерживают пособия, чтобы закупить топливо, не ремонтируют дороги, чтобы подготовить школы к 1 сентября и т. д.

    Когда основные социальные функции скинули в регионы, а основные доходы отправили в федеральный центр, наверху о каком качестве управления думали? Мы - страна с профицитным бюджетом. И этот профицит создан за счет дефицитных бюджетов регионов. Надо полагать, что не рядовые чиновники принимали решение отправлять львиную долю доходов России в западные банки.

    - Известно, как много нареканий со стороны населения о том, что в чрезвычайных ситуациях власть на местах медленно и недостаточно оказывает помощь. Разве это не вина местных чиновников?

    - Больше беда, чем вина. Основные причины чрезвычайных ситуаций - не стихия, а безответственность государства, которое строило жилые дома в опасных зонах, не ремонтировало коммуникации, сокращало спасательные и профилактические службы. У нас сегодня 37 миллионов человек живут вне доступности противопожарных служб, из них у 7 миллионов даже связи нет. Изношенность основных фондов по стране доходит до 90%. Программы отселения людей из опасных зон просто не существует, а 55% населения живут в зонах объектов, опасных техногенными катастрофами.

    В этих условиях вся система управления страной почему-то не рассчитана на серьезную вероятность чрезвычайных ситуаций. И нет никакой федеральной программы их профилактики. Практически уничтожена система гражданской обороны, нет резервного жилого фонда, не проводятся плановые профилактические работы. На это попросту не выделяют средств.

    Когда зимой в морозы рвутся муниципальные теплосети и люди сутками сидят в промерзших квартирах, в конце концов МЧС ремонтирует и отогревает. Не дешевле ли было дать муниципалитету достаточно средств на тот же ремонт летом? Но это разные статьи бюджета, и получается, что в масштабах страны "качественное" управление сверху приносит огромные убытки. Недофинансирование на местах уже привело к тому, что большая часть страны живет в режиме чрезвычайной ситуации. Можем ли мы в этом обвинить местных и тем более рядовых чиновников?

    С них можно было бы спрашивать по всей строгости, если бы федеральная власть выполнила все обязанности государства. Вот тогда вопросы: почему ремонт сделали некачественно? почему людей срочно не переселили? почему не выдали компенсации немедленно? почему горячее питание не наладили? - звучали бы уместно. А что спросить с человека, который также оказался в замороженной квартире, а до этого писал наверх слезные прошения о выделении минимально необходимых средств и посылал справки о состоянии коммуникаций?

    Но ведь спросят именно с них, а не с тех, кто в столице верстает профицитный бюджет.

    - Иначе говоря, сначала дайте, а потом спрашивайте?

    - Но ведь это нормальный подход! Если в стране нехватка средств, то почему руководство сидит в роскошных кабинетах и ездит на дорогих иномарках, а рядовые сотрудники порой работают в крошечных комнатах аварийных зданий и даже в случае крайней необходимости не имеют транспорта, чтобы выехать на место? Может, все надо распределять равномерно? В богатых скандинавских странах кабинеты начальства (кстати, очень небольшие) практически не отличаются от рабочих мест подчиненных. И, если круг обязанностей даже высокопоставленного чиновника не связан с постоянными разъездами, никакой машины ему не полагается. А вот у его подчиненного, которому по долгу службы необходимо перемещаться, есть либо государственный автомобиль, либо доплата за использование собственного. Все разумно.

    И социальная защита рядовых государственных служащих в России такова, что просто стыдно за страну. Разве может быть независимым человек, у которого порой и жилья нормального нет, а на зарплату даже избушку на курьих ножках не купить? Стоит ли удивляться, что в низшем и даже среднем звене чиновников у нас большая текучка кадров?

    Так почему, например, у нас не ввести для муниципальных и государственных служащих беспроцентный государственный кредит на приобретение или строительство жилья, а также покупку автомобиля. Кроме того, можно говорить о беспроцентном государственном кредите на образование детей, особенно если избранная специальность преподается только в платном учебном заведении на данной территории. Вероятно, должна быть и специальная дополнительная система государственного медицинского страхования для муниципальных и государственных служащих, а также членов их семей. Я абсолютно убежден, что в случае, если у широких слоев госслужащих будет хорошая оплата труда и ряд особых условий, гарантирующих им и их семьям достойный уровень жизни, та же коррупция в скором времени пойдет на убыль. Тому, кстати, есть европейские примеры.

    В маленькой горной стране Швейцарии после поступления на государственную службу человек, помимо зарплаты, получает государственный кредит, на который может полностью обустроить себя и семью. Проработал беспорочно 20 лет - кредит погашен. Ушел, например, через 10 лет - верни половину. Но, если, не дай бог, взял взятку и вылетел со службы даже за 1 день до пенсии - возвращай с процентами за все годы. И все! Коррупция отдыхает. Купить такого чиновника невозможно - просто экономически неоправданно. Никто и не пытается.

    - Но ведь в России берут взятки и не самые бедные чиновники...

    - Система ответственности другая. Во-первых, избирательное применение закона. Если сильные покровители, то дело вообще не возникнет или его спустят на тормозах. Возникает ощущение того, что лично тебя это никогда не коснется. Ведь чаще всего, что говорят те, кто все-таки попал под суд - "Почему именно я?" Во-вторых, конфискация имущества - это просто надо постараться, прямо дома хранить несметные средства. Но если деньги сложены в иностранном банке и там же прочие активы, а все, что в России, записано на родственников, то взять с такого чиновника, даже если он попался, попросту нечего. Прямого возмещения ущерба государству не предусмотрено. В-третьих, закон о коррупции не принят, и никакого сложного механизма, закрывающего все лазейки для незаконного обогащения, просто нет.

    Так что если чиновник сам лично деньги не принимает и соблюдает минимальную осторожность, ничего ему не грозит. И государство не стимулирует его порядочность. Наоборот, наберет грамотно взятки, будет иметь обеспеченную старость, будет честным - в старости придется жить скромно. Или просто бедно - зависит от должности. Еще и посмеиваться над ним будут - зря служил честно.

    Помните замечательный фильм "Белое солнце пустыни"? Там персонаж, ставший народным героем, таможенник Верещагин говорит: "Я взяток не беру - мне за державу обидно!" Но та держава обеспечила бы его хорошей пенсией и всеобщим уважением. Почему современная Россия меньше ценит честных защитников своих интересов?

    - Вы предлагаете поднять зарплаты чиновникам, хотя они и так выше, чем средняя зарплата в России?

    - У нас, если считать в среднем, то вообще все хорошо. А рядовые чиновники на самом деле люди откровенно малообеспеченные. Например, в Дагестане опять же средняя зарплата чуть больше 9 тысяч рублей. Значит, у кого-то и сильно меньше этой суммы. Конечно, где-то выручает бартер - я тебе устрою техосмотр без очереди, а ты мне ребенка в детский сад устроишь и т. д. Но и это не каждому доступно.

    Если мы доверяем этим людям государственное имущество и государственные средства, порой просто огромные, то почему мы платим им несопоставимые с такой ответственностью деньги? Чиновник - это же государственный человек! По нему и о государстве судят!

    - Но не вводить же швейцарскую систему?

    - А почему бы и нет? Почему не воспользоваться хорошим опытом? Мы, "Патриоты России", предложили стране Новый курс - стать страной N 1 в мире, самой комфортной и самой передовой. И это реально, не стоит думать, что уровень жизни в Швейцарии для нас недостижим. Россия - богатая страна, только богатства ее распределены не просто несправедливо, но и неразумно. Если дать чиновникам возможность достойно жить, не нуждаясь в сделках с совестью, разве не выиграет Россия?

    Только начинать нужно с того, чтобы привести в порядок само государство и прежде всего дать региональным и муниципальным бюджетам необходимые для этого средства, которые у нас есть и которые сейчас бездарно дешевеют, размещенные в доллары и ценные бумаги США. Их надо превратить в развитую инфраструктуру, благоустроенное жилье, зарплаты, развитую систему образования, отдыха, медицинской помощи.

    Надо обеспечить всем необходимым для эффективной работы каждого чиновника и выстроить новую систему взаимодействия разных структур. В единой стране нельзя ставить ведомственные интересы выше государственных. Если у чиновников будут реальные возможности исполнять свои обязанности в полной мере, то и ответственность за неисполнение будет иная.

    Жесточайший антикоррупционный надзор вполне реален. Если государственный человек может объяснить происхождение всего, что ему принадлежит, пусть служит дальше. Нет - пусть уходит.

    Надо оградить чиновников от произвола больших начальников. Чтобы увольнение по причине личной антипатии было просто невозможным, эта система должна быть прозрачной и суды в случае необоснованного увольнения обязывали конкретного виновника возместить весь ущерб - как моральный, так и материальный.

    И главное - закон должен быть один для всех - от президента страны до рядового гражданина. Чтобы не было обидно за державу.

    Беседу вела Анастасия Владимирская

    Публикуется бесплатно на основании части 1 статьи 59 Федерального закона от 18 мая 2005 года N51-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации". Материал предоставлен Политической партией "ПАТРИОТЫ РОССИИ".

    Поделиться