- О чем шла речь? Если коротко - о текущих вопросах строительства единого таможенного пространства, - обобщил результат диалога А. Бельянинов. - Накануне разговора очень плодотворно потрудились эксперты наших таможенных служб. Поэтому мы и успели охватить столь широкий спектр тем.
- Важно то, что мы слышим друг друга и понимаем, - дополнил коллегу А. Шпилевский. - Если и возникают некие технические заминки, мы их устраняем, так сказать, в рабочем порядке.
Напомним, теперь таможенники двух стран действительно говорят на одном правовом языке. Летом вступил в силу новый Таможенный кодекс Беларуси. Базой для него явился аналогичный российский документ. Таким образом, основные принципы таможенного регулирования в законодательствах государств-союзников совпадают. А значит, ничто не мешает договариваться по самым разнообразным вопросам. Для улучшения взаимопонимания в свое время была принята программа по созданию единой автоматизированной информационной системы (ЕАИС) Таможенного комитета Союзного государства. Другими словами, появилась основа для поэтапной интеграции информационных ресурсов таможенных служб наших стран и реализации совместных информационных технологий.
А кто владеет информацией, у того все под контролем - таможенным. В частности, причина сложности маршрута Калининград - Беларусь - Россия - в отсутствии полной информации о перемещаемых товарах. Принятое коллегией соглашение по калининградскому транзиту должно исправить ситуацию. Чтобы исключить случаи недоставки грузов из Калининграда в другие российские города, с 1 декабря вводится четкий обмен сведениями между таможнями стран-союзниц. Это позволит установить строгий контроль над перевозками. И если, скажем, в прошлом году калининградские грузы нелегально оседали в Беларуси тоннами (их стоимость составила 10 миллионов долларов), в будущем, считают таможенники, подобного удастся избежать.
По мнению А. Бельянинова, многие транзитные неурядицы связаны с положением дел в самом калининградском регионе. ФТС приняла решение о структурных изменениях в местном таможенном подразделении. Вместо трех таможен останется одна. "Это только улучшит работу в области таможенного оформления, - не сомневается руководитель ФТС, - и поможет решить многие проблемы". Например, остановить поток контрабанды табачных изделий.
Таможенные службы Союзного государства подготовили также проект соглашения о порядке подтверждения происхождения ввозимых товаров стоимостью 5 тысяч долларов и выше. Документ определяет перечень товаров, к которым должен прилагаться подтверждающий сертификат (форма СТ-1). Со вступлением соглашения в силу упорядочится вопрос с таможенными пошлинами на товары из третьих стран.
И в Беларуси, и в России считают, что пора наконец объединиться в борьбе с контрафактом. Таможенники договорились обменяться опытом и продолжить разговор на очередном заседании коллегии.
- Есть один тонкий нюанс, - обратил внимание на юридическую сторону дела А. Шпилевский. - Для принятия мер нам необходимо иметь заявление обладателя прав на тот или иной авторский продукт. Ждем инициативы от владельцев интеллектуальной собственности. Таможенный комитет Союзного государства ее готов поддержать.
В нынешнем году сделано немало в плане унификации белорусской и российской таможенных систем. Знаковое событие - подписание общего соглашения о транзите. Что даст его реализация? Во-первых, предельно упростится порядок таможенного оформления и контроля, во-вторых, установятся единые условия перемещения российских и белорусских грузов. Конечный результат? Увеличатся транзитные потоки, что экономически выгодно обеим странам. Участники заседания коллегии утвердили состав постоянной рабочей группы, которая должна подготовить предложения по механизму практического воплощения этих договоренностей.