Сегодня днем последний эшелон с российской военной техникой и личным составом покинул Грузию. Как и обещал год назад тогдашний министр обороны РФ Сергей Иванов, мы не оставили в республике ни одного своего гвоздя, ни одной портянки.
— В Батуми задержались лишь несколько офицерских семей, — уточнил в разговоре с корреспондентом «РГ» полковник Игорь Конашенков из Главного штаба Сухопутных войск. — Они отправят контейнеры с домашним скарбом и самостоятельно поедут к новому месту службы.
Для большинства солдат и офицеров это место — 102-я российская военная база в армянском городе Гюмри. Сюда же вчера перебрался бывший командующий Группой российских войск в Закавказье генерал-майор Андрей Попов. Это он в минувший вторник поставил подпись под актом передачи Грузии наших последних девяти военных городков в Батуми. К документу есть три приложения, которые свидетельствуют: санитарное и экологическое состояние передаваемых объектов у новых хозяев не вызывает претензий. Такая предусмотрительность — нелишняя. В 2001 году наши военные ушли из гарнизона Вазиани без этой бумаги, и грузины еще долго пытались вчинить экологический иск на несколько миллионов долларов министерству обороны РФ.
Вывести военные базы из Грузии Россия обязалась по стамбульскому соглашению 1999 года. Сроки передислокации не оговаривались, их уточняли в двустороннем порядке. Сначала договорились ликвидировать к июлю 2001 года российские гарнизоны в Вазиани и Гудауте. Сказано — сделано. В мае 2005-го совместно утвердили график вывода оставшихся в республике военных баз и объектов РФ. Его мы не просто выполнили, но и сделали это с опережением. Ахалкалаки и Тбилиси наши военные покинули на полгода раньше срока, Батуми — почти на целый год. Что позволило вчера главкому Сухопутных войск Алексею Маслову однозначно заявить: «Российских войск в Грузии больше нет».