Президент Украины Виктор Ющенко своим указом отменил спецномера для автотранспорта. Одним из первых от привилегий отказался премьер Виктор Янукович. За ним последовали глава секретариата главы государства Виктор Балога и руководитель Совбеза Иван Плющ.
Уравнять чиновников с простыми автолюбителями Ющенко решил после своего разгромного выступления на межведомственном совещании, посвященном безопасности дорожного движения. Имеющий имидж весьма уравновешенного руководителя, Ющенко в этот раз буквально метал громы и молнии.
Он обвинил руководство Госавтоинспекции в неэффективности работы и даже намекал на коррумпированность отдельных сотрудников. Выступление широко освещалось в украинских СМИ. В итоге президент потребовал коренного пересмотра системы безопасности на украинских дорогах.
И первой ласточкой на пути к этому стала отмена спецномеров. Такой шаг вызвал понимание у Януковича, на которого возложено исполнение указа. И скептические улыбки у украинских политиков. Некоторые намекали на то, что гнев президента был вызван историей с его сыном, оштрафованным за нарушение Правил дорожного движения, другие усмотрели в этом шаге элементы популизма.
В действительности на безопасность движения, по оценкам самих милиционеров, отмена спецномеров повлияет мало. В Украине привилегированных машин до прихода Виктора Ющенко к власти было всего 194. Сегодня их число достигло 225 - с номерами от "001" у самого президента и далее. Никаких особых преимуществ на дороге эти номера не дают, поскольку проблесковые маячки-"мигалки" автоматически полагаются далеко не всем их обладателям.
Речь может идти только о более лояльном отношении рядовых инспекторов к нерядовым чиновникам. К тому же указом не отменяется милицейское сопровождение трех первых лиц - собственно президента, премьера и спикера. А значит, им-то по утерянным номерам горевать нечего. В конце концов, не так часто в Киеве перекрывают движение из-за их проезда.
А учитывая, что правительство, Верховная рада и секретариат президента находятся недалеко друг от друга, то и внутригородские перемещения машин со спецномерами и "мигалками" ограничены до предела. Туристы и жители Киева еще недавно могли видеть спикера, переходящего дорогу на зеленый свет по пути в секретариат президента, или премьера, шагающего по улице Грушевского на встречу с депутатами.
Что касается автомобильных пробок, которые стали бичом Киева, то причину их возникновения горадминистрация и милиция видят в постоянно растущем количестве машин. Но это лишь говорит о повышении благосостояния народа.