Управление Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области (УФАС) признало администрацию Волгограда нарушившей закон "О защите конкуренции".
Речь идет о деятельности основного волгоградского оператора, занимающегося расчетами и приемом платежей за коммунальные услуги с населения города - "Информационно-вычислительный центр ЖКХ и ТЭК" (ИВЦ ЖКХ и ТЭК), единственным собственником которого является волгоградская мэрия. В частности, антимонопольный орган указывает на то, что в соответствии с постановлениями горадминистрации (№ 93 и № 284) это предприятие наделено правом по сбору и обработке коммунальных платежей населения, а также функциями по производству перерасчетов за некачественно оказанные коммунальные услуги.
- В соответствии с Жилищным кодексом РФ управляющие компании или другие организации, наделенные полномочиями по управлению жилым фондом, могут заказать подобные услуги в любых других компаниях, занимающихся аналогичной деятельностью, - поясняют в УФАС. - Кроме того, они могут делать это и сами.
Таким образом, ИВЦ ЖКХ и ТЭК, руководствуясь постановлениями мэрии, заняло преимущественное положение на рынке, а сами постановления препятствуют развитию конкуренции, сделали вывод в УФАС.
- Мы считаем, что наши действия не нарушают закон о конкуренции, - сообщили в юротделе ИВЦ ЖКХ и ТЭК, - поскольку ТСЖ, управляющие компании и поставщики жилищнокоммунальных услуг заключают с нами договоры на обслуживание и прием платежей от населения по собственной инициативе, и мы действуем на основании этих договоров.
По сути, созданная мэрией структура является основным расчетно-кассовым центром, который не только подсчитывает, кому и сколько платить за жилье и коммуналку, но также ведет базу данных потребителей, доставляет платежные документы, принимает платежи от населения на собственный расчетный счет и взыскивает задолженности. Общая схема движения финансовых средств довольно проста. Организация, управляющая многоквартирным домом, подает в ИВЦ ЖКХ и ТЭК данные об объеме потребленных услуг.
Информационно-вычислительный центр ЖКХ и ТЭК, в свою очередь, производит расчет и направляет платежки населению. Граждане оплачивают пришедшие квитанции, в которых указаны банковские реквизиты ИВЦ ЖКХ и ТЭК, деньги поступают на указанный счет, а затем распределяются по поставщикам коммунальных услуг. За свою работу Информационно-вычислительный центр взимает со своих клиентов совсем небольшой процент. По данным системы профессионального анализа рынков и компаний, в прошлом году выручка ИВЦ ЖКХ и ТЭК составила 123,1 миллиона рублей, а прибыль - 10,7 миллиона рублей. Согласно цифрам, озвученным замглавы администрации Волгограда Олегом Капустиным, ежемесячно коммунальные платежи волгоградцев составляют порядка 400 миллионов рублей. По данным департамента ЖКХ и ТЭК мэрии, примерно 90 процентов многоквартирных домов областного центра находятся сейчас под управлением МУ "ЖКХ" районов, то есть муниципалитета.
Между тем 31 мая 2006 года вступило в действие постановление правительства РФ № 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам", в нем оговорены правила, в соответствии с которыми осуществляется взаимодействие потребителей и коммунальных, и эксплуатирующих организаций. Согласно пункту 38 этих самых правил, в платежном документе, которые получают потребители, обязательно должны указываться данные об "исполнителе". А именно: название компании, номер банковского счета и реквизиты, адрес и контактные телефоны. При этом, согласно правилам, "исполнитель" - это организация, которая предоставляет, производит коммунальные услуги и отвечает за техническое обслуживание дома. То есть исполнителем может быть, например, управляющая компания, ТСЖ или ЖСК.
- Потребитель, оплачивая коммунальные услуги (перечисляя деньги на счета ИВЦ ЖКХ и ТЭК. - "РГ") должен иметь возможность спросить с исполнителя, - пояснили корреспонденту "РГ" в Государственной жилищной инспекции. - Поэтому возникают проблемы при перерасчетах. Жители обращаются за разъяснениями в ИВЦ ЖКХ и ТЭК, а те направляют их обратно в управляющую компанию, которая предоставляет данные об объеме потребленных услуг.
По словам сотрудников жилинспекции, существование такой структуры, как ИВЦ ЖКХ и ТЭК с ее базой данных попросту необходимо, однако она должна заниматься непосредственно оказанием информационных услуг, а деньги от потребителей должны поступать на счета исполнителя, чтобы в случае споров управляющие компании смогли отчитаться перед потребителями за движение средств.
Как объяснил корреспонденту "РГ" один из экспертов на условиях анонимности, через счета акционерного общества ИВЦ ЖКХ и ТЭК проходит большое количество коммунальных платежей от населения. И муниципалитет в принципе имеет возможность наблюдать за денежными потоками, проходящими через счета ИВЦ. А это ежегодно миллиарды рублей. Подобные расчетно-кассовые структуры работают и в других крупных городах страны, и они нужны, чтобы выполнять функции информационновычислительного центра, однако прямым получателем платы за жилищнокоммунальные услуги должны быть производители этих услуг.
Заместитель прокурора Волгограда Феликс Читлов уверен, что тема заслуживает внимания и не выпадет из поля зрения органов прокуратуры.
- Сейчас осуществляется проверка в жилищнокоммунальной сфере Волгограда, и в рамках нее будет рассмотрен и данный вопрос, - отметил он.