В Приамурье жители некоторых поселков замерзают в своих квартирах

В Приамурье еще не наступили сильные морозы, а жители некоторых поселков уже замерзают в своих квартирах. Сложная ситуация сложилась в Магдагачах. Постоянно выходящие из строя инженерные сети, оборудование центральной котельной и отсутствие запасов угля могут в любой момент оставить жителей поселка без тепла.

Магдагачинцы уже устали писать жалобы во всевозможные инстанции. Проблемой коммунального хозяйства района заинтересовался и губернатор Амурской области. Накануне здесь работала правительственная комиссия, которая решала, как можно исправить сложившуюся ситуацию в ЖКХ.

В прошлом году железнодорожники и администрация поселка Магдагачи подписали договор о пожертвовании: железная дорога безвозмездно передала в муниципальную собственность котельную КЕ25, которая отапливает 80 процентов домов районного центра, водозабор и очистные сооружения.

Как объяснило руководство поселка, это была вынужденная мера, так как перед железной дорогой на то время накопился долг 15 миллионов рублей, а согласно подписанному договору пожертвования долг был списан.

Железная дорога не стала сразу отстраняться от прежней обязанности отапливать Магдагачи и пообещала местным коммунальщикам оказывать помощь в ремонте котельной и, самое главное, в течение года обеспечивать углем поселковую фабрику тепла. Так продолжалось до февраля 2007 года.
 
- В соглашении о передаче объектов было указано, что поставки угля осуществляются на возмездной основе. Коммунальщики задолжали нам 12 миллионов рублей. В связи с этим мы отказались поставлять уголь на данную котельную. После чего начались перебои со снабжением поселка теплом, - объясняет Юрий Романенко, заместитель начальника Магдагачинской дистанции гражданских сооружений Забайкальской железной дороги. - Администрация поселка все это время принимала платежи за тепловодоснабжение, в которые входила и стоимость угля, но железной дороге эти деньги не перечислялись.

Сегодня на центральной фабрике тепла Магдагачей нет даже месячного запаса угля, котельная, по сути, топится с колес.

- Сегодня перед железной дорогой мы имеем долг за уголь 4,5 миллиона рублей, постепенно сокращаем эту задолженность, - говорит Николай Мамутин, исполняющий обязанности главы поселка Магдагачи. - Железнодорожным предприятиям мы поставляем тепло, воду, принимаем от них стоки. За эти услуги выставляем ежемесячно счета примерно на миллион рублей. Эти деньги идут на погашение нашего долга. За коммунальные услуги должны и жители поселка, которые работают на железной дороге. В общей сложности это 2,5 миллиона рублей. Как видите, получается замкнутый круг.

Пока железнодорожники и коммунальщики ищут уголь, жители поселка от холода спасаются с помощью электрических обогревателей. Каждый день в местную администрацию обращаются жильцы замерзающих квартир с жалобами на коммунальщиков. Руководители предприятий жилищно­коммунального хозяйства считают, что холодно в квартирах магдагачинцев еще и потому, что большинство тепловых сетей давно исчерпали свой ресурс. Именно физический износ коммуникаций стал причиной порывов труб в прошлые зимы.

- Сегодня в Магдагачах 54 многоэтажных дома, в 20 из них - критическая ситуация с инженерными сетями. Есть такие дома, в которых в подвалах разворовали канализационные трубы, и все стоки сейчас стекают в подвал, - продолжает Николай Мамутин. - Сети не ремонтировались годами, поэтому собственными силами с этой проблемой нам не справиться. Банкротство коммунального предприятия, которое началось летом, тоже сказалось на подготовке к зиме. Работники ЖКХ не были заинтересованы в выполнении работы, они не видели дальнейшей перспективы.

Губернатор Приамурья, который собственными глазами увидел плачевное состояние жилищно­коммунального хозяйства района, согласился, что нужно срочно реанимировать систему ЖКХ. Николай Колесов своим распоряжением выделил Магдагачинскому району 9 миллионов рублей на частичное восстановление коммуникаций. 1 миллион рублей будет отправлен поселку Ушумун, 8 миллионов достанется районному центру.

В это время на центральной котельной КЕ25 Магдагачей часто выходит из строя оборудование. Сказывается хроническое недофинансирование ремонтных работ. Сейчас из трех котлов работает только один. Поэтому даже при достаточном количестве угля говорить о тепле в квартирах не приходится.

- В данный момент котельная находится на "последнем издыхании": второй котел не исправлен по решетке, третий котел запрещен к дальнейшей эксплуатации, - говорит Юрий Романенко. - На котельной отсутствуют специалисты по обслуживанию данного объекта, большая текучесть кадров, работникам не выплачивается заработная плата.

- Сейчас на выходе из котельной у нас температура воды согласно нормам, с наступлением морозов мы запустим следующий котел. Оборудование для него скоро должно прийти в Магдагачи,- объясняет местный глава. - Мы постараемся сделать все, чтобы зимой поселок не замерз.
 
 В ближайшее время железнодорожники намерены передать поселениям Магдагачинского района котельные в Ушумуне, Тыгде, Дактуе. Главы сел принимать коммунальное хозяйство на свой баланс не хотят. По их словам, почти все котельные к отопительному сезону не готовы. Железнодорожники же уверяют, что котельные приготовлены, оборудование заменено или отремонтировано.

Тем временем коммунальщики магдагачинского предприятия "Нижние ДОСы", отапливающего несколько домов поселка, уже нашли альтернативу углю. С недавних пор котельная бывшего военного микрорайона отапливается дровами. Теперь кочегары не зависят от поставок каменного топлива. Поэтому в домах "Нижних ДОСов" даже в лютые морозы тепло.

- Дрова раза в три дешевле угля. Так мы экономим значительные средства. По прошлому году удалось сократить расходы на 3 миллиона рублей, - делится ноу­хау директор коммунального предприятия. - Так как топим котлы чурками, то нет необходимости включать дымосос, вентилятор. А это снова экономия, теперь уже электроэнергии.

Большинству же магдагачинцев приходится ждать, когда отремонтируют коммуникации и заработают другие котлы на центральной котельной. Местное население, не дожидаясь сильных морозов, уже закупает партии обогревателей. Магдагачинцы понимают, что пережить зиму без них они вряд ли смогут.