Все говорили друг другу добрые слова. Даже коммунист Анатолий Локоть не удержался и почти пропел строчку из песни: "До свиданья, наш ласковый Миша". Правда, коллеги не поняли, прощался ли таким образом депутат с "единороссами", обещая встретиться с ними в новом созыве. Или напоминал, что праздновать пока рано, нужно принять закон о подготовке и проведении зимних Олимпийских игр в Сочи.
Депутаты призыва 2003 года сохраняют свои полномочия еще несколько недель - до тех пор, пока не будут подведены итоги декабрьских парламентских выборов. Но некоторые народные избранники сдают свои мандаты досрочно. Из-за этого вчера лишилась конституционного большинства в Госдуме фракция "Единая Россия", проводившая на новую работу сразу трех своих членов: вице-спикер Владимир Катренко, как известно, назначен на должность аудитора Счетной палаты, Петра Шелища выдвинули в состав Общественной палаты, Александр Шибалкин, который также сложил свои полномочия, в своем заявлении не уточнил, на какую именно работу переходит. Теперь во фракции осталось 297 депутатов (конституционное большинство - 300). И если бы в последний день сессии депутатам пришлось бы принимать какой-нибудь конституционный закон, "единороссам" потребовалась бы поддержка единомышленников из других фракций.
Но таких законов в повестке последнего заседания последней сессии четвертого созыва не было. Дума приняла в окончательном, третьем чтении поправки в закон об ОСАГО, проголосовала за саморегулируемые организации, поправила Закон "О недрах", единодушно подтвердила свое решение о повышении пенсий северянам и ратифицировала соглашение об урегулировании задолженности Республики Куба перед Российской Федерацией. Во втором и третьем чтениях было принято два закона - "О физической культуре и спорте" и "Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр в городе Сочи".
Всего же Государственной Думой, подвел итог прошедшей четырехлетки спикер нижней палаты Борис Грызлов, было рассмотрено 2712 законопроектов, из них принято 1062 федеральных закона, одобрено 25 федеральных конституционных.
Количество впечатляло и озадачивало: зачем так много? Но Грызлов объяснил: "Мы работали над формированием законодательства новой России. Во многих случаях речь шла не о поправках, а о разработке принципиально новых законов, о ликвидации пробелов в тех сферах, где правовая база безнадежно устарела или просто отсутствовала. Мы создавали фундамент правовой системы России XXI века".
Борис Грызлов считает, что Госдуме четвертого созыва удалось справиться со сложными задачами, которые перед ней стояли: "Депутаты сумели выстроить конструктивные отношения с исполнительной властью. Часто спорили, иногда давали резкие оценки качеству работы отдельных министерств, но в дискуссии с правительством всегда видели общую цель - построение великой России и улучшение жизни людей".
Четвертый созыв принципиально отличался от предыдущих - впервые в нижней палате парламента было сформировано большинство на основе одной партии, победившей на выборах 2003 года. Четыре года парламентское большинство, по словам Грызлова, работало в соответствии с программой, предложенной президентом России Владимиром Путиным. "Опираясь на Послания Федеральному Собранию, мы закрепили в законах курс нашего национального лидера, - сказал председатель Госдумы. - Это курс на возрождение России как великой державы, в которой жизнь людей благополучна и которая по праву является одним из центров многополярного мира".
"В самом начале созыва, повысив налогообложение доходов нефтяных компаний, - заметил Грызлов, - мы обеспечили финансовую прочность государства. Ресурсы страны были сконцентрированы, что позволило нам приступить к реализации масштабных социально-экономических программ и создать институты экономического развития".
"Мы вернули в лексикон сам термин "промышленная политика". Мы вернули промышленную политику государству. Реализуя на практике задачу поддержки наиболее конкурентоспособных отраслей, мы обеспечили создание государственных корпораций", - заявил председатель Госдумы и напомнил, что все решения, которая принимала Дума, обеспечены бюджетным финансированием. Благодаря тому, что экономика России сегодня встает на ноги, опирается на обновленное законодательство, можно более уверенно планировать социальную политику на годы вперед. Стали возможны приоритетные национальные проекты, повышение пенсий и зарплат, считает Грызлов.
"Безусловно, уровень бедности в России еще недопустимо высок, - признал Грызлов. - Мы не оторваны от жизни, мы знаем масштабы этой проблемы. И поэтому развиваем экономику не ради экономики, а для того, чтобы Российская Федерация была в полном смысле слова в соответствии с Конституцией социальным государством, где обеспечена достойная жизнь каждому гражданину. Нам не нужно, чтобы в России было меньше богатых, нам нужно, чтобы в России не было бедных".
Борис Грызлов поблагодарил депутатов за активную работу и выразил надежду на сохранение преемственности курса в новой Думе. "Каждый из вас внес вклад в развитие страны, - сказал спикер. - Впереди - выборы, на которых граждане России дадут оценку нашей работе и сформируют новый состав палаты. Не сомневаюсь, что преемственность в законодательной власти России будет сохранена и курс нашего национального лидера будет надежно обеспечен в парламенте!"
Любовь Слиска
"Единая Россия":
-За четыре года мы приняли немало законов, которые оказали существенное влияние на утверждение стабильности и обеспечение безопасности в нашей стране. Хорошо, если будущим депутатам удастся принять закон, который поможет эффективно бороться с коррупцией.
Геннадий Селезнев
"Родина" - "Патриоты России":
-Принципиально новое, что было сделано в четвертом созыве, - закон о бюджете на три года. По крайней мере появляется возможность заглянуть вперед.
Думе нового созыва обязательно надо будет вернуться к пенсионному законодательству, определить направления пенсионной реформы. Это отложенная проблема, вопрос вопросов, который будет все острее с каждым годом.
Александр Москалец
"Единая Россия":
-Самое главное, что Дума четвертого созыва не приняла закон, который позволил бы изменить Конституцию. А про главные законы, которые следует принять пятой Госдуме, я скажу после того, как получу мандат.