- Виктор Валерьевич, гаишники довольно потирают руки, уверяя, что высокие штрафы сразу научат всех правильно водить машину. А на ваш взгляд, будет ли какой-то эффект от повышения размеров штрафов?
- Начинать с повышения штрафов - это все равно что запрячь телегу впереди лошади. Штрафные санкции могут помочь только в том случае, если дополняют весь комплекс мер. И при условии, что применять их будут сотрудники ГИБДД и судьи, свободные от коррупции. При существующем же положении дел увеличение штрафов приведет только к новому витку произвола и взяточничества на дорогах.
- С чего же тогда нужно начинать?
- С изменения государственной политики в сфере безопасности дорожного движения. У нас принято всю вину за аварии и безобразия на дорогах сваливать на водителей. Если происходит ДТП, считается, что ошибся водитель - превысил скорость, не справился с управлением, заснул за рулем, выпил лишнего и т.п. Конкретный водитель - виновник аварии выявлен и наказан - все, о ней можно забыть.
Такой подход очень удобен для власти: можно не беспокоиться о состоянии дорог, безопасной конструкции автомобилей, качестве обучения водителей, нормальной организации дорожного движения. Только повышай время от времени штрафы да увеличивай сроки лишения прав. Вроде бы и меры приняли и о своем кармане не забыли.
Я же считаю, что главная причина войны на наших дорогах - это безответственность власти.
- Интересно, и в чем она проявляется?
- Прежде всего в том, что у нас ни президент, ни правительство, ни парламент, ни губернаторы, ни политические партии не несут за состояние дел на дорогах политической ответственности. Вспомним Францию, где Саркози стал президентом не в последнюю очередь из-за того, что сумел навести порядок на дорогах. В демократической стране недолго пробудет у власти политическая партия, которая игнорирует интересы автомобилистов. У нас же можно годами не ремонтировать дороги, закрывать глаза на пробки, коррупцию в ГИБДД, производство в стране опасных для жизни автомобилей, неоказание жертвам ДТП своевременной медицинской помощи и при этом оставаться на своем посту.
Политическая безответственность порождает безответственность персональную, финансовую и правовую. В стране абсолютно неэффективная, доставшаяся нам еще с советских времен система управления безопасностью дорожного движения. Нет единого федерального органа, который бы в комплексе решал все проблемы безопасности дорожного движения. Отдельными вопросами занимаются и Минтранс, и Минздрав, и Минобразования, и МВД, и местные власти, и еще куча разных органов и комиссий. Причем ни для кого из них безопасность дорожного движения не является основной сферой деятельности. И, как водится, у семи нянек дитя без глазу. Страна лидирует по количеству ДТП со смертельным исходом, а спросить за это, как оказалось, не с кого.
Безответственность власти проявляется и в финансовой сфере. Уровень коррупции и воровства в дорожном строительстве запределен даже для России. До половины выделенных средств уходит на "откаты" за предоставление подрядов. Миллиарды рублей тратятся на программы повышения безопасности дорожного движения. Первая программа была принята в 1996 году и действовала десять лет. Ситуация на дорогах за это время только ухудшилась, а выделенные деньги бесследно исчезли в неведомой "черной дыре". С 2006 года действует новая программа. Теперь деньги так же бесконтрольно и с тем же результатом осваивает не Минтранс, а МВД.
Еще одна больная проблема - неравенство на дорогах. Ни для кого не секрет, что в стране немало людей, которым закон не писан, - чиновники и депутаты на машинах с мигалками, владельцы разного рода "корочек", милиционеры. Если за одно и то же нарушение сотрудник ГИБДД одного наказывает, а другого даже не останавливает, наказание дает обратный эффект. Наказанный испытывает недовольство, озлобление от несправедливости. Хотя формально он, может быть, наказан и за дело, в пределах закона, но несправедливо. Для понимания человеком справедливости нет ничего хуже, чем избирательный подход. Безнаказанность опасна еще и тем, что все чаще "неприкасаемые" попадают в аварии, вовлекая в них ни в чем не повинных людей.
- Может, в силу нашего менталитета порядка на дорогах у нас просто не может быть?
- Уверен, что и по нашим дорогам можно будет ездить с удовольствием и без риска для жизни и здоровья. Автомобилизация в России типична и повторяет основные этапы других стран. Разница лишь в том, что долгое время наши люди относились к бездорожью, неравенству и трагедиям на дорогах как к печальной неизбежности. А пока народ безмолвствует, государство бездействует.
Но ситуация меняется на глазах. Автомобилистам все меньше хочется быть заложниками безответственности, коррупции и воровства во власти. Вспомним, что этой весной по всей стране прокатились акции протеста водителей против бездорожья. Общественное возмущение поведением на дорогах VIP-персон заставило власть запретить номера с флагом и сократить количество чиновничьих машин с мигалками, хотя очевидно, что номенклатурные привилегии на дороге должны быть отменены полностью.
Автомобилисты - гражданская сила. И эта сила способна заставить власть всерьез заниматься проблемами безопасности дорожного движения и спрашивать с нее за состояние дел в этой сфере. При таком подходе главным станет не поиск и наказание виновников конкретного ДТП, что, безусловно, тоже необходимо, а разработка системы мер по предотвращению аварий. И, в первую очередь, это будет касаться дорог, поскольку до половины аварий в нашей стране происходит из-за их неудовлетворительного состояния. Внедрив подобную концепцию безопасности дорожного движения, Франция за 6 лет сократила количество ДТП вдвое.
Задача сокращения, а в конечном итоге и полной ликвидации смертности и тяжелого травматизма в результате ДТП, уменьшения количества аварий и пробок в стране столь остра, что должна быть поднята на уровень национального проекта.
- Кто должен его осуществлять? Не МВД же?
- Конечно, нет. Это должен быть единый федеральный гражданский орган по типу Национального управления США по безопасности движения на шоссейных дорогах. Его создание позволит разорвать нынешнюю систему коллективной безответственности.
Работа этого органа должна быть абсолютно прозрачна, открыта для общества. Ему придется взаимодействовать со всеми общественными объединениями, которые защищают интересы участников дорожного движения. Он должен работать в тесном контакте со страховщиками. У нас же пока возможности страхового сообщества фактически не задействованы. Хотя во многих странах именно страховые компании активно вкладывают деньги в безопасность дорожного движения и следят за их рациональным использованием. Они в этом имеют финансовый интерес. Чем меньше ДТП и пострадавших в них, тем меньше им приходится платить.
- А что делать с ГИБДД, может, ее вообще упразднить, как это сделали в Грузии?
- Так и хочется ответить цитатой из фильма "Покровские ворота": "Резать, к чертовой матери!" Однако отодвинем эмоции в сторону. Пока еще никому не удавалось обойтись без дорожной полиции в том или ином виде. Поэтому речь должна идти не об упразднении, а о реформе ГИБДД, о демонополизации этого органа, освобождении его от избыточных функций, таких как проведение технического осмотра, регистрация автомобилей, прием экзаменов, выдача водительских удостоверений и т. д.
ГИБДД необходимо трансформировать в современную, очищенную от коррупции дорожную полицию, нацеленную в первую очередь не на наказание нарушителей, а на оказание помощи участникам дорожного движения, предупреждение нарушений и обеспечение бесперебойности движения. Действовать она должна под жестким государственным и общественным контролем.
И, конечно, ГИБДД необходимо укреплять. Сотрудники этой службы должны получать не нищенскую, как сейчас, а нормальную зарплату. Тогда можно будет привлечь на работу толковых ребят, предварительно почистив ГИБДД от окопавшихся там в немалом количестве "оборотней".
Вообще же зарплату инспектора надо привязывать к количеству ДТП и пробок на его участке. Вот тогда наши доблестные гаишники перестанут прятаться по кустам или безразлично поглядывать на все со стороны, а начнут заботиться о том, чтобы работали светофоры, заделывались ямы, оперативно устранялись заторы.
Должен быть повышен статус и профессиональный уровень сотрудников автоинспекции. Не может считаться нормальной ситуация, когда многие из них не умеют регулировать дорожное движение, грамотно оформить протокол или составить схему ДТП.
Безусловно, давно пора внедрять видеоконтроль на дорогах. Это позволит исключить огульные обвинения водителей в нарушении Правил дорожного движения и освободить их от назойливой и небескорыстной опеки людей в погонах.
И еще один важный момент. Сегодня у нас в стране действует система охраны правопорядка, никак не зависящая от воли тех людей, которых она призвана охранять. Поэтому так трудно добиться наказания конкретного сотрудника ГИБДД. Система сама себя защищает. На мой взгляд, люди, отвечающие за правопорядок, должны избираться. Вполне разумным было бы провести выборы начальников милиции на местах и подчинить им госавтоинспекцию.
Публикуется бесплатно на основании части 1 статьи 59 Федерального закона от 18 мая 2005 года N 51-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации". Материал предоставлен Политической партией "Гражданская Сила".