Вся улица Верземнека - от начала до конца - превратилась в минувшую субботу в блошиный рынок. Даже не в рынок, а в целую ярмарку по продаже товаров, бывших в употреблении.
Такие ярмарки с августа нынешнего года путешествуют по всем районам Центрального административного округа Москвы. Самая первая прошла на тихой Школьной улице в Таганском районе, вторая - в Хамовниках, третья - на Тишинке, еще не так давно известной всему городу своей барахолкой. Кто же здесь и чем торгует? Как правило, интеллигентные пожилые люди, с которыми приятно поговорить.
Анатолий Александрович вывесил на плечиках демисезонное пальто и плащ. Выглядят как новенькие. Цену просит символическую - по 100 рублей. "Приехал с другого конца Москвы, - признается он. - Ближе к дому не стал бы продавать, неудобно. Я ведь работал на очень приличных должностях, знаю иностранные языки, поэтому в роли продавца чувствую себя неловко. Но что поделаешь? Вышел на пенсию, здоровья нет. А на лекарства нужны деньги. Продам эти вещи, обеспечу себя таблетками на неделю..."
Организация ярмарки ему нравится. "Как эксперимент - очень даже неплохо. Даже горячий чай подают, причем бесплатно. Понимают власти, видимо, что не от хорошей жизни люди идут сюда. Вот только рекламы явно не хватает. Нужно, чтобы весь город знал: есть такое постоянное место или несколько мест, где можно купить и продать все что угодно - от изящной тумбочки до старой посуды, если она не дотягивает до антиквариата".
Разложила свой нехитрый товар и Людмила Викторовна. Набор оригинальных пуговиц, верхнюю одежду, кружевные накидки. Ей тоже нужны деньги на лекарства... "Здесь все очень хорошо, - говорит она. - Но, к сожалению, есть опасность простудиться. Лучше бы стоять в тепле..."
- Холодновато пожилым людям, - соглашается главный специалист отдела потребительского рынка управы Мещанского района Валентина Шинкоренко. - Постоянный рынок под крышей для них был бы предпочтительней. Но открыть его у нас нет возможности. Поэтому стараемся сделать для продавцов то, что под силу. За месяц до ярмарки обзваниваем, спрашиваем, чем собираются торговать, даем советы. Принимаем по телефону заявки на места.
- И что обычно везут москвичи на такой рынок?
- Чаще всего верхнюю одежду и обувь. Но бывают и неожиданные вещи. Например, одна бабуля, когда была помоложе, шила, а теперь зрение уже не позволяет. Осталось множество всевозможных лоскутов тканей. Спрашивает, можно продать? Ведь иначе просто моль съест. Что ей ответить? Возможно, кому-то для рукоделия такие лоскуты нужны, и их с удовольствием купят. Но это же дело случая, лотерея. По нашим условиям, можно продавать все вещи, когда-то приобретенные или подаренные. Но если среди прочего пенсионерка привезет и зимние шапочки, специально связанные ею на продажу, мы тоже не скажем: нельзя!
- Можно ли с уверенностью сказать - что купят, что не купят?
- Трудно. На одной из прошлых ярмарок, например, с руками отрывали одежду для кукол. Плетенные по-деревенски коврики вдруг вовсю пошли. Покупатели считают, что они прекрасно вписываются в современный интерьер.
- У вас и покупатели специфические...
- Это точно - на подобные ярмарки заглядывают любители старины и художники. Одни интересуются старым, а у других просто нет денег на новые вещи. Поэтому мы видим в организации ярмарок товаров, бывших в употреблении, большой социальный смысл. Продавцы немного подзаработают с их помощью себе на жизнь, покупатели сэкономят на покупке товаров подешевле.
Многие, кого я встретила на этой ярмарке, добрым словом вспоминали блошиный рынок у платформы Марк в Северном административном округе. Он не был оборудован, зато люди знали: по выходным здесь всегда торговля. Вот и ехали - кто посмотреть, кто купить-продать. Где еще увидишь такой небывалый ассортимент, как здесь, где на одном прилавке умещаются допотопный самовар и патефон 40-х годов, потрепанная подшивка "Огонька" военных лет и сервиз без разбитой сахарницы?
Даже продажа территории, на которой шла эта торговля, не уничтожила "блошки" - люди начали устраиваться с товаром чуть ли не прямо на железнодорожных путях. Префектура Северного округа пошла навстречу людям. Как рассказала корреспонденту "РГ" главный специалист управления потребительского рынка Мария Казьмина, теперь под ярмарку товаров б/у отгородили место в одном из Проектируемых проездов. Москвичи потекли сюда - по выходным до 5 тысяч человек собирается!
Увы! Пример передвижной ярмарки в ЦАО и работа "блошки" по выходным на севере столицы скорее исключение из правил. В остальных округах Москвы нет и этого. "Пытались когда-то хоть по одному стационарному такому рынку в каждом округе организовать, - рассказали "РГ" в департаменте потребительского рынка. - Но хлопот полон рот: то милиция шлет бумаги, что не тем товаром люди торгуют, то СЭС закидывает протестами: вещи, выложенные на прилавок, не прошли положенную обработку... А прибыли-то с них практически никакой. Вот и позакрывали префектуры свои "блошки".
А тут еще в 2006 году приняли федеральный закон о рынках, и выяснилось, что блошиные рынки никак не вписываются в его параграфы. Ну, какую карточку продавца с 80-летней бабули потребуешь или какие ее сверстникам установишь правила аренды помещений? А вопрос между тем, уверены в департаменте потребительского рынка и услуг Москвы, крайне актуальный. И посоветовали корреспонденту "РГ": "Посмотрите, как москвичи по центру гоняются за этими передвижными ярмарками, и сами все поймете".
Справка "РГ"
Следующая ярмарка по торговле товарами, бывшими в употреблении, в центре столицы состоится 15 декабря в Большом Николопесковском переулке (район Арбата) и работать будет с 10 утра до темноты. Запись на места и справки по телефону: 8-4997951467.