20.11.2007 03:30
    Поделиться

    ФНС ввела новую систему планирования выездных проверок

    В будущем году инспекторам не так просто будет реализовать угрозу, традиционно звучащую почти на каждой налоговой комиссии - "если что, придем с проверкой". Недавнее письмо Федеральной налоговой службы (ФНС) N ШТ-14-06/396дсп@ за подписью заместителя руководителя ведомства Татьяны Шевцовой устанавливает новую жесткую систему планирования выездных проверок. 

    До конца декабря местные инспекции обязаны представить в региональные управления списки компаний, в которые они планируют прийти в 2008 году. Региональные управления в свою очередь должны согласовать перечни "кандидатов" с руководством ФНС. Подобная централизация при составлении планов вводится впервые. Сегодня межрегиональные инспекции действительно утверждают планы в ФНС, но районные пока делают это только с квартальными планами на уровне региона.

    - При согласовании проверок в ФНС можно скоординировать их по различным регионам в рамках одной группы предприятий и обмениваться информацией, - поясняет руководитель департамента налогов и права ООО "Бейкер Тилли Русаудит" Эдуард Кучеров. - Правда, - добавляет эксперт, - излишняя регламентация планов имеет и минусы. Например, проверяя фирму, налоговый орган может установить наличие признаков схемы по уклонению от уплаты налогов или иные обстоятельства, которые требуют проверки другого налогоплательщика. Очевидно, что по новым правилам провести такую проверку будет сложнее.

    Основной упор при планировании "выездов" ФНС намерена сделать на крупнейших налогоплательщиков, их "дочек" и "внучек", а также на основных контрагентов. В таких случаях предусмотрена сложная система подготовки плана проверок с представлением в вышестоящие органы результатов предварительного анализа. Кроме того, в список попадут фирмы, соответствующие прочим "критериям подозрительности", то есть критериям, утвержденным приказом ФНС от 30 мая 2007 г. N ММ-3-06/333 (налоговая нагрузка и зарплаты ниже среднеотраслевых, убытки в течение двух лет, доля вычетов по НДС - 89 процентов, слишком частое изменение места "налоговой прописки" и т. д).

    ФНС давно призывает инспекторов проводить проверки, если они уверены, что доначислят в бюджет крупные суммы. Напомним: несколько месяцев назад служба предложила критерии оценки эффективности работы своих инспекторов.

    Одним из важнейших среди них стали суммы доначислений в расчете на одну выездную проверку.

    Как признают сотрудники фискальных органов, сегодня результативность таких проверок чрезвычайно высока, то есть каждая из них в обязательном порядке выявляет нарушения, приводящие "к занижению налоговых обязательств".

    К примеру, в решении коллегии УФНС Москвы по итогам полугодия говорится, что результативность выездных проверок достигла 99,6 процента (!). Кстати, о том, что их эффективность необходимо повышать именно за счет "адресности объектов", налоговая служба также твердит не первый год.

    Эксперты пока оценивают инициативу фискальных органов осторожно.

    - Действия ФНС достаточно грамотны. Скорее всего, согласовывая списки наверху, налоговики хотят уменьшить число проверок, по результатам которых доначисляются не слишком большие суммы, - считает генеральный директор фирмы "Налоговая помощь" Сергей Шаповалов. - Можно ведь проверить 150 ларечников, начислив им мизерные штрафы, а можно одного богатого "налогонеплательщика". При том же количестве инспекторов, при том же количестве работы результат будет совершенно другим.

    - Внимание к крупным компаниям и зависимым от них организациям понятно: с одной стороны, с них есть что взять, с другой - в таких взаимоотношениях возможно трансфертное ценообразование, соответственно не надо перерывать кипы документов, выискивая ошибки, достаточно проверить цены и скорректировать доходы или расходы. А с учетом того, что некоторые дочки на 80-100 процентов ориентированы на работу с материнской компанией, последствия начислений могут быть колоссальными. Если у "дочки" не хватает имущества, чтобы заплатить долги, Налоговый кодекс позволяет в ряде случаев привлечь для уплаты материнскую компанию, - добавляет Эдуард Кучеров.

    - При традиционном российском наборе "критериев подозрительности" под проверку может попасть почти любое предприятие, а ведь она способна лишить покоя самого опытного бухгалтера, нередко - парализовать работу бухгалтерии. С нынешнего года срок проведения выездной проверки составляет два месяца со дня вынесения решения о ее назначении до даты составления справки о результатах (п. 8 ст. 89 НК РФ). К тому же проверка может быть продлена до четырех и даже до шести месяцев, - сетует налоговый эксперт Наталья Трубицина. - Кстати, совершенно непонятно, справятся ли налоговики с новыми задачами при имеющихся кадровых резервах.

    Заметим в скобках: кадровая политика - один из самых загадочных аспектов в деятельности ФНС. Ведомство никак не может определиться с числом сотрудников. Так, недавно центральный аппарат службы был сокращен на треть - далеко не первая реорганизация за последний год. Желание уменьшить количество чиновников - вещь, безусловно, похвальная. Правда, незадолго до этого налоговики заявляли, что для оптимального налогового администрирования им нужен значительный кадровый резерв, и открывали множество новых вакансий. Два года назад было объявлено о привлечении почти 15 тысяч новых сотрудников. Тем не менее "нехватка кадровых резервов" стала одним из моментов, которые традиционно отмечают большинство экспертов, оценивая работу ФНС.

    Представители бизнеса уверены: даже если количество проверок снизится, им вряд ли удастся вздохнуть свободнее.

    - Насколько мне известно, на письме Шевцовой стоит гриф "ДСП". То есть непонятно, насколько открытыми будут списки и узнают ли о них сами "кандидаты в проверяемые", но в случае полной закрытости фирмы будут бороться за утечку информации, а это лишняя лазейка для коррупции, - считает предприниматель Илья Хандриков.

    Увы, бизнес по традиции не слишком верит в чистоту помыслов тех, кто "закручивает налоговые гайки". Как показало исследование, проведенное недавно Институтом национального проекта "Общественный договор", более трети из 700 опрошенных предпринимателей усматривают за любыми нововведениями в налоговой сфере корыстные мотивы отдельных лиц или групп.

    - С появлением жесткого налогового планирования бизнес вряд ли что-то выиграет, - добавляет Сергей Шаповалов. - Если налогоплательщика проверят вне плана, оспорить это практически нереально ни в самой ФНС, ни в суде.

    - Даже если выездные проверки станут более упорядоченными, налоговики вполне могут отыграться на "камералках" и знаменитейших "зарплатных комиссиях", перенеся на них центр тяжести, - отмечают в "ОПОРЕ России".

    Поделиться