20.11.2007 03:40
    Поделиться

    Михаил Мишустин: Бизнес пошел в промышленно-экономические ОЭЗ

    Сегодня будет официально открыта особая экономическая зона (ОЭЗ) промышленно-производственного типа "Алабуга" в Татарстане.

    Распахнет двери административно-деловой центр, пройдет пробный пуск конвейера по производству автомобилей "Фиат "Дукато". К концу декабря автозавод заработает в полную силу и при выходе на проектную мощность будет выпускать 75 тысяч автомобилей в год.

    Накануне глава Федерального агентства по управлению особыми экономическими зонами Михаил Мишустин рассказал корреспонденту "РГ" о первых результатах работы действующих зон и планах их дальнейшего развития.

    Инвестор с Востока

    Российская газета: Михаил Владимирович, можно считать, что зоны начали приносить отдачу?

    Михаил Мишустин: Если говорить о двух промышленно-производственных зонах, то да. Сейчас в них зарегистрировано 10 компаний-резидентов. За два года это очень серьезный результат. На двух заводах в Липецке уже работают 460 человек, объем налоговых поступлений составил 70 миллионов рублей. В "Алабуге" на автозаводе создано более тысячи рабочих мест. Это совершенно потрясающее, современное производство. Причем во всех отношениях, в том числе и с точки зрения промышленного дизайна.

    К 2012 году налоговые поступления сегодняшних резидентов двух промышленно-производственных ОЭЗ полностью окупят затраты государства на создание инфраструктуры и должны превысить 12 млрд рублей. Мы уже видим, что этот тип зон - хороший эффективный механизм, который может стимулировать как промышленное производство, так и инновационную экономику.

    Причем бизнес пришел в эти зоны еще до официального открытия административно-деловых центров, завершения строительства инфраструктуры. Сейчас процесс привлечения резидентов пойдет быстрее. В ОЭЗ "Алабуга" мы открываем новое административное здание, где резиденты будут получать все необходимые услуги государственных и местных органов власти - налоговой, таможенной служб, Росрегистрации и т.д. - в режиме "одного окна". Теперь нам очень важно получить оценку бизнеса - услышать от него, насколько легче ему выстраивать свои отношения с государством в ОЭЗ.

    РГ: Вы недавно вернулись из Токио. Японских инвесторов удалось заманить в Россию?

    Мишустин: Действительно, в начале ноября состоялся визит в Японию вице-премьера Сергея Нарышкина, и я входил в состав официальной делегации. Это был очень удачный визит. Сергей Евгеньевич уделяет большое внимание теме развития особых экономических зон, и он оказал нам большую поддержку во время переговоров.

    Мы встречались с первыми лицами крупнейших японских компаний. Общее впечатление - их интересует все, что происходит в российской экономике. Они внимательно наблюдали за тем, как продвигаются в нашей стране пионеры японского бизнеса - "Тойота", "Ниссан", "Судзуки", уже принявшие решение о создании производств в России. Следующим знаковым событием стала регистрация в качестве резидента в ОЭЗ "Алабуга" СП с крупнейшим производителем коммерческих автомобилей - компанией "Исудзу". Теперь для вложений в Россию "созрели" и другие корпорации.

    Накануне крупнейшая авторитетная ассоциация японского бизнеса "Ниппон Кэйданрэн" провела опрос среди предпринимателей: что препятствует их инвестициям в Россию. Были названы три основные причины: запутанность российского законодательства, административные барьеры и отсутствие развитой инфраструктуры. Мы очень подробно проинформировали японских бизнесменов о возможностях, которые дают российские особые экономические зоны. Там этих проблем не будет.

    Кстати, 24 ноября представительная делегация японских бизнесменов во главе с послом Японии в России посетит ОЭЗ "Алабуга". Кроме того, достигнута договоренность о проведении в ближайшее время в Японии специального большого семинара, посвященного ОЭЗ. Надеюсь, японский бизнес пойдет в наши особые экономические зоны.

    Причал для евро

    РГ: Недавно был подписан закон о создании особых экономических зон портового типа. Чем они будут отличаться от других ОЭЗ?

    Мишустин: Портовые зоны создаются на территориях, открытых для международного сообщения и захода иностранных морских судов, речных и аэропортов, выполняющих международные перевозки, а также на территориях, предназначенных для расширения или строительства порта или аэропорта.

    В отличие от промышленно-производственных и технико-внедренческих ОЭЗ зоны портового типа могут располагаться на территориях нескольких муниципальных образований, а их площадь - доходить до 50 квадратных километров. Возможно создание таких зон на земельных участках, находящихся не только в государственной или муниципальной собственности, но и во владении или в пользовании граждан или юридических лиц. Срок действия режима ОЭЗ увеличен с 20 до 49 лет. Повышена и цена "входного билета" для резидентов: не менее 100 миллионов евро - при создании и развитии инфраструктуры нового порта, не менее 50 миллионов евро - для инвесторов новых аэропортовых терминалов, не менее 3 миллионов евро - при реконструкции и развитии действующей инфраструктуры.

    РГ: Пока к инфраструктурным проектам на основе частно-государственного партнерства бизнес относится с опаской: предпринимателей смущает большой объем вложений и длительные сроки окупаемости. Пойдут ли инвесторы в портовые зоны?

    Мишустин: Порты во всем мире являются выгодным объектом для вложений. А закон дает резидентам существенные преференции помимо льгот, предусмотренных во всех других ОЭЗ. Все работы и услуги в портовых зонах будут освобождаться от налога на добавленную стоимость (НДС). Это очень выгодный механизм, появляется возможность использовать порт для создания добавленной стоимости. А оговоренный срок действия портовой зоны гарантирует, что в течение 49 лет законодательство в этой сфере не будет ухудшаться.

    За счет развития таких зон можно будет развернуть в нашу сторону потоки товаров, идущие сейчас через зарубежные порты.

    Отбор территорий для портовых зон будет проводиться совместно минэкономразвития, министерством транспорта и другими заинтересованными ведомствами по итогам конкурса, который планируется провести в конце этого - начале следующего года. Но сроки во многом зависят от готовности регионов предоставить качественные проекты.

    РГ: Планируются ли новые конкурсы по созданию особых экономических зон, кроме портовых?

    Мишустин: Я бы не исключил возможность проведения новых конкурсов по промышленно-производственным зонам. Но этот вопрос надо решать с точки зрения реализации промышленной политики страны - просчитывать, в каком регионе есть возможности для поднятия той или иной отрасли, формирования кластеров, какой экономический эффект мы получим на выходе. К тому же создание любых особых экономических зон предполагает определенные инвестиции из федерального бюджета.

    Поэтому торопиться с объявлением новых конкурсов не следует. Давайте подождем два-три года, посмотрим, какую отдачу будут приносить действующие промышленно-производственные зоны, запустим технико-внедренческие ОЭЗ, проведем конкурс по портовым зонам. А когда все зоны заработают, правительство может принять стратегическое решение, как этот механизм можно применить на территории других регионов.

    Экстрим для студентов

    РГ: Когда смогут принять первых туристов туристско-рекреационные зоны?

    Мишустин: Активное строительство во всех семи зонах развернется в 2009 году, для туристов они откроются через три года. Но не исключено, что некоторые ОЭЗ заработают и раньше. Так, первые объекты в Алтайском крае мы планируем заложить уже весной будущего года.

    Сейчас консорциум ведущих российских и зарубежных компаний завершает формирование концепций зон. Впоследствии они станут основой для проектов планировки территорий. Но главное - определить позиционирование каждой зоны. Надо четко знать, каким будет поток туристов, уровень их достатка и запросы. И, соответственно, под определенный контингент строить инфраструктуру развлечений, отели. В настоящее время мы совместно с Ростуризмом рассматриваем эти концепции.

    Например, в Алтайском крае построят туристический комплекс для молодежного экстремального отдыха - там будут созданы условия для любителей скалолазанья, горных лыж, верховой езды. В Республике Алтай ставка сделана на семейный отдых. Эти две туристические зоны расположены рядом, и их специально позиционировали так, чтобы они не конкурировали, а дополняли друг друга.

    По предварительным подсчетам, ежегодно туркомплексы в семи зонах смогут принимать до 1 миллиона человек. Внутренний туризм в России растет гигантскими темпами - по 16 процентов в год. Мы рассчитываем и на приток иностранных туристов.

    Поделиться