Итог нашумевшего "дела Сони Куливец": суд отправил медиков в колонию-поселение

В Прикубанском районном суде города Краснодара был вынесен приговор по делу медиков, обвиняемых в причинении тяжкого вреда по неосторожности двухмесячной Соне Куливец.

После новогодних праздников шокирующая история потрясла всю страну. И, наблюдая за ее развитием, многие примеряли ее на себя. Ведь в лечебные учреждения приходится обращаться за помощью каждому, и далеко не всегда она оказывается на должном уровне. Об этом, кстати, свидетельствуют и многочисленные отклики на наши материалы ("На бокал шампанского променяли ребенка", "РГ" от 17.01.2007 г., и "Врачебный тромбоз", "РГ" от 19.01.2007 г.).

Напомним, руку двухмесячной крохе ампутировали шестого января. А неделей раньше малышку доставили в Краснодар из Абинска. Родители девочки, Виктор и Наталья Куливец, привезли дочку на "скорой" с диагнозом "коклюш". Софийку поместили в бокс реанимационного отделения Краснодарской детской специализированной инфекционной больницы.

Для введения лекарства девочке установили катетер. Неудачная катетеризация вызвала тромбоз плечевой артерии и артерии правого предплечья. Образовавшийся тромб нужно было срочно удалять, однако в канун Нового года, судя по всему, у врачей нашлись более важные дела. Через несколько дней Софийку доставили в хирургическое отделение краевой детской клинической больницы. Здесь медики попытались спасти хотя бы часть руки малышки, однако время было безнадежно упущено. Согласно выводам судебно-медицинской экспертизы, между технически неверно выполненной катетеризацией и последующей ампутацией руки "есть прямая причинно-следственная связь".

Начавшийся еще в апреле судебный процесс по "делу Сони Куливец" послужил толчком для объединения людей, долгие месяцы и даже годы пытавшихся в одиночку искать правду в медицинских, чиновничьих и правоохранительных кабинетах. Многие из них пришли на вынесение приговора и стояли рядом с родителями пострадавшего ребенка. Трудным оказался их путь к установлению истины. В первую западню Куливцы попали еще весной, когда с подачи краевого департамента здравоохранения Виктор повез жену с дочкой в Москву. Как его тогда заверили - для обследования Сони с целью последующего протезирования. Теперь глава семьи практически уверен: они стали жертвой банальной круговой поруки, которая разъедает изнутри медицинское сообщество. Его девочке поставили спасительный для краснодарских медиков диагноз - врожденная тромбофилия. Даже не диагноз, а всего лишь предположение, ибо и столичных светил поставила в тупик кубанская драма: ребенок попал в больницу с коклюшем, а в итоге лишился руки по плечевой сустав. Почти как в истории с рядовым Сычевым, заговорили о врожденной патологии. Зачем, мол, кивать на докторов, если природа виновата.

И если бы - уже по инициативе Виктора - в другой московской клинике Соне не исключили этот липовый диагноз, еще не известно, как бы развернулась вся эта история. Кстати, как выяснилось, первоначальные исследования проводились учреждением, не имеющим на это лицензии, и на официальный запрос был получен ответ, что они не могут быть использованы в качестве доказательства в суде. Но шумиха вокруг так называемой врожденной тромбофилии Сони Куливец защитником одного из обвиняемых была поднята большая.

Суд разбирался в этом деле почти полгода. За это время мировым судьей Александром Ключниковым было допрошено 53 свидетеля, исследованы доказательства, представленные стороной обвинения и защиты. На скамье подсудимых - врач реаниматолог-анестезиолог Владимир Пелипенко и медсестра Елена Сеничева. Сначала авторитетная московская комиссия, а потом и следствие пришли к выводу, что именно их неправильные действия привели в итоге к трагическим последствиям: игла вместо вены попала в артерию, но доктор оставил это без внимания.

Подсудимые виновными себя не признали, уверяя суд, что действовали в полном соответствии со своими должностными инструкциями. Практически все выступившие на процессе медики прямо или косвенно были на их стороне, при этом некоторые меняли показания, данные в ходе предварительного следствия. Гособвинитель Валентина Замковая попросила наказать подсудимых по максимуму, предусмотренному частью 2 статьи 118 УК РФ, и приговорить обоих к году лишения свободы с отбыванием наказания в колонии-поселении и с лишением права заниматься профессиональной деятельностью. Прокурор попросила суд вынести частное постановление в адрес краевого департамента здравоохранения. Перечень претензий, предъявляемых гособвинителем, обширный - от отсутствия оперативного действенного контроля за работой лечебно-профилактических учреждений края до низкого уровня профессиональной подготовки специалистов-медиков. Гособвинитель поддержала и гражданский иск потерпевшего: Виктор Куливец попросил суд взыскать с Краснодарской краевой детской специализированной инфекционной больницы 77 тысяч рублей в качестве компенсации затрат, а также 10 миллионов рублей - за моральный вред.

Суд пришел к выводу, что для принятия решения по этому иску необходимо провести дополнительные исследования и расчеты. Куливцам было рекомендовано предъявить его в рамках гражданского судопроизводства. Что касается уголовного процесса, то он завершился вынесением обвинительного приговора. 50-летний врач-анестезиолог-реаниматолог Владимир Пелипенко и 36-летняя медсестра Елена Сеничева получили по одному году лишения свободы с отбыванием наказания в колонии-поселении. Оба, похоже, не ожидали, что получат по максимуму, и собираются обжаловать приговор, как заявил адвокат одного из подсудимых, "во всех инстанциях".

Второго ноября в станице Холмской в доме Куливцов отмечали день рождения Сонечки. Малышке исполнился годик. Она растет смышленым и подвижным ребенком, учится говорить и делает первые шаги. Будущее крохи, похоже, волнует сейчас лишь ее родителей.