20.11.2007 04:12
    Поделиться

    С чего начинать реформу в жилищно-коммунальном хозяйстве и кто ее будет оплачивать

    С чего начинать реформу в жилищно­коммунальном хозяйстве и кто ее будет оплачивать, с этого вопроса начался разговор на совещании представителей коммунальных служб и работников муниципалитета в администрации области.

    О возможном участии в федеральной программе "Фонда содействия реформированию ЖКХ" слышали многие. Но никто точно не знал, как попасть в федеральные списки на финансирование капитального ремонта многоквартирных жилых домов и переселение граждан из аварийного жилья. И правда, как?

    На проведение реформы ЖКХ выделено 240 миллиардов рублей. Но получить из этих денег хоть часть (при самом благоприятном раскладе, Амурская область может претендовать на 8 миллиардов рублей) можно только в том случае, если выполнить ряд условий. Всего их двенадцать. Если остановиться на самых существенных, то, к примеру, на территории муниципального образования необходимо создать ТСЖ (не менее 5 процентов от общего числа многоквартирных жилых домов) и управляющие организации (не менее 50 процентов от общего числа). Кроме того, необходимо разработать адресную программу по проведению капитального ремонта, а также иметь возможность, а главное - средства для софинансирования проекта.

    Те муниципальные образования, которые не успеют выполнить эту программу минимум до 1 января 2011 года, будут исключены из программы. Так что же делать?

    Меняем схему

    Самая распространенная схема содержания многоквартирных домов в Амурской области, когда жильцы заключают общий договор с организацией по содержанию и ремонту общего имущества (например, РЭУ) и отдельные договоры с теплоснабжающей, водоснабжающей, электроснабжающей организациями. Такой механизм действует давно и, как показала практика, себя не оправдывает. Жильцы исправно платят деньги, но, как правило, не могут дождаться ремонта десятилетиями. К тому же и никакого отчета о расходовании своих средств потребовать не могут.

    Реформаторы от ЖКХ предлагают другие схемы. Во­-первых, жильцы могут создать товарищество собственников жилья (ТСЖ), которое уполномочено заключать договоры с организациями по содержанию и ремонту имущества, электро, водо- и теплоснабжения, а также с собственниками - не членами ТСЖ. При этом собранные с жильцов деньги идут на обслуживание только их дома, на проведение текущего или капитального ремонта, оплату труда председателя ТСЖ и бухгалтера. Во-­вторых, жильцы могут выбрать себе управляющую компанию, заключить с ней договор управления и предоставить все полномочия на подписание договоров со снабжающими и обслуживающими организациями. На первый взгляд, что одна, что вторая схемы - достаточно простые. Но как их воплотить в жизнь?

    По данным общественных организаций Амурской области, отдельные ТСЖ находятся в состоянии хронических должников, так как вынуждены брать кредиты в банках для оплаты коммунальных услуг. Немалую роль здесь играет тот факт, что за льготников, проживающих в доме, государство расплачивается с ТСЖ только в конце года. Поэтому и не спешат жильцы обзаводиться ТСЖ, а предпочитают по старинке содержать жилье самостоятельно. Такая схема управления на официальном языке звучит как "непосредственное управление домами самими жильцами", а по факту выходит, за дома никто не отвечает, разве что РЭУ присматривает, чтобы коробка стояла в целости и сохранности.

    Проблемные квартиры

    По данным областного Министерства по строительству, архитектуре и ЖКХ, состояние жилищного фонда - плачевное: 64 процента домов имеют износ от 31 до 70 процентов. Некоторые дома уже давно должны быть снесены, но в них продолжают жить люди. Капитального ремонта в них не делали с брежневских времен, и надежды, что сделают, нет никакой, ведь в муниципальном бюджете деньги на это не заложены, а шансов попасть в федеральную программу мало: жильцы пока не собираются ни создавать ТСЖ, ни выбирать управляющую компанию.

    - Нашему дому сорок лет, он давно уже нуждается в ремонте, - рассказывает старшая по подъезду одного из благовещенских домов Наталья Пермякина. - Живут в нем практически одни пенсионеры, приватизировавшие квартиры. Когда к нам пришли из мэрии и сказали, что необходимо выбрать форму управления домом, у нас состоялось общее собрание жильцов, на котором мы так и не пришли ни к какому решению. Дом нуждается в серьезном ремонте коммуникаций, подвала, фундамента, крыши. Если мы создадим ТСЖ, то какие суммы придется платить для того, чтобы привести дом в порядок? Осилить ремонт своими силами просто невозможно… Многие задавали вопрос, куда пошли деньги, которые они исправно платили все эти годы. Но ответа не получили - представители ЖКХ просто ушли от ответа. Так что мы пока остались при РЭУ, хотя понимаем, что от них добиться ничего нельзя.

    К сожалению, Закон "О Фонде содействия реформированию ЖКХ" не предусматривает возможности выделять деньги домам с непосредственным управлением, где нет ни ТСЖ, ни управляющей компании.

    Кстати, большинству граждан Амурской области об этом ничего не говорят. Представители обслуживающих организаций проводят экстренные собрания среди жильцов многоквартирных домов, требуя от людей расписки с обязательствами оплатить 5 процентов от общей стоимости капитального ремонта. В противном случае они грозят, что их дом не попадет в федеральную программу.

    Однако, по словам специалистов ЖКХ, собственники жилья должны платить пресловутые пять процентов от стоимости капремонта только после того, как средства из "Фонда содействия реформированию ЖКХ" поступят на счет заранее сформированного ТСЖ или управляющей компании. Если этих организаций не создано, дополнительных денег никто не вправе требовать.

    Пока все двенадцать условий "Фонда содействия реформированию ЖКХ" в Амурской области не выполнены. Не выполнены они и в Благовещенске, без которого невозможно участие в областной программе. Но время еще есть.

    Мнение

    Николай Коренец, начальник отдела жилищной политики Министерства по строительству, архитектуре и ЖКХ правительства Амурской области:

    - Жилые дома должны передаваться жильцам в собственность только после капремонта, который обязан выполнить бывший собственник. До тех пор с жильцов приватизированных квартир не должно быть никаких поборов. Но на практике получается, что если даже суд обяжет муниципалитет провести ремонт, денег на него все равно будет взять неоткуда.

    Областной бюджет на капремонт не выделял денег двадцать лет. В районах ремонт делают за счет местных бюджетов, но это совершенно мизерный процент. В бюджетах многих муниципальных образований вообще нет статьи на эти цели. Правда, в этом году федеральным центром на область выделено 198 миллионов рублей, из них Благовещенску - 100 миллионов рублей, которые пошли для переселения из ветхого жилья. В областном бюджете 2008 года для софинансирования программы Фонда на капремонт уже заложено 115 миллионов рублей. Все-таки дело сдвинулось с мертвой точки. Правительство области понимает, что одними средствами Фонда проблему решить невозможно. Поэтому деньги будут изыскиваться как на федеральном уровне, так и на областном. Жильцам же сейчас необходимо на общих собраниях принять решение о необходимости капремонта и подать в муниципалитет заявку.

    Справка "РГ"

    В области создано 30 ТСЖ, в Благовещенске - 21 ТСЖ. Одна управляющая компания создана в Райчихинске, одна - в Константиновке. В Свободненском районе и Тынде проходят заочные голосования по созданию ТСЖ. В Благовещенске нет ни одной полноценной управляющей компании, которая пожелала бы принять на обслуживание старые дома. Для облегчения создания ТСЖ и управляющих компаний областные власти вышли с предложением освободить создаваемые товарищества от областных и федеральных налогов.

    Поделиться