20.11.2007 04:10
    Поделиться

    Чиновники саратовского отделения Пенсионного фонда стоически отражают атаки ветерана, ищущего справедливость

     Фрунзенский районный суд Саратова отменил собственное решение о признании права на перерасчет ежемесячной денежной выплаты за инвалидом войны, полковником в отставке Еварестом Тихоновым.  Ветерану снова придется судиться с могущественным ведомством.
     
    1 июня 2007 года "Российская газета-Неделя" сообщила, как Октябрьская районная прокуратура Саратова вступилась за права участника войны. Как считает ветеран, управление Пенсионного фонда по Кировскому, Октябрьскому, Фрунзенскому районам Саратова задолжало ему 16 тысяч рублей. Конфликтная ситуация возникла после принятия Федерального закона №122, согласно которому льготы, полагавшиеся участникам войны, были заменены ежемесячными денежными выплатами.

    Полковник Тихонов относится к самому молодому поколению, участвовавшему в Великой Отечественной войне, - ветеранам последнего военного призыва. В 1944 году в армию призвали мальчишек, которым еще не было 18 лет. В составе действующей армии они не числились, но тягот военного времени хлебнули в полной мере. Были среди них и раненые, и награжденные медалями. В соответствии с указом Верховного Совета СССР  еще в 1945 году их приравняли к участникам войны.

    - Я с 17 лет носил винтовку, восемь лет отслужил срочную службу сержантом в группе войск в Германии, - вспоминает Еварест Васильевич. - Потом поступил в военное училище, служил в авиации. Последняя должность - испытатель авиационной техники в военном институте имени Чкалова.

    По российскому федеральному законодательству Тихонов также является участником войны, согласно Закону "О ветеранах" он подпадает под пункт "з" параграфа 1 статьи 2 этого закона. Еще в 2000 году он получил бессрочную инвалидность 2 группы.

    Однако управление Пенсионного фонда компенсационные выплаты ветерану рассчитало по другому закону - "О социальной защите инвалидов", как получившему инвалидность по общему заболеванию. В результате сумма выплат получилась более чем в три раза ниже, чем у других участников войны.

    Отстоять право на получение компенсации как участнику войны Тихонову и другим ветеранам, попавшим в аналогичную ситуацию, помог Конституционный суд РФ. Весной 2006 года суд вынес определение, по которому участники войны, получившие инвалидность по общему заболеванию и относящиеся к пункту "з", должны получать компенсацию не ниже, чем другие ветераны Великой Отечественной.

    Управление Пенсионного фонда исполнило определение Конституционного суда, но пересчитало ветерану размер компенсационных выплат только с момента вступления определения Конституционного суда в силу, то есть с 4 апреля 2006 года.  При этом представители управления Пенсионного фонда ссылались на то, что признание Конституционным судом неконституционности правового акта приводит к утрате им силы в будущем, а значит, обратной силы это решение не имеет. 

    С этим и не согласилась районная прокуратура. Как объяснила корреспонденту "РГ" помощник прокурора района Тамара Марченко, отстаивавшая интересы ветерана в суде, Конституционный суд не признавал  своим определением неконституционности  Федерального закона №122, а лишь разъяснил, как он правильно должен применяться. Кроме того, из части 3 статьи 75 Закона "О Конституционном суде РФ" следует, что решения этого суда  обладают обратной силой в отношении дел обратившихся туда граждан.

    Судья Фрунзенского суда Дубовицкий с доводами прокуратуры согласился и обязал управление Пенсионного фонда провести ветерану перерасчет ежемесячной денежной выплаты, установленной для участников войны, с 1 января 2005 года. Кассационная инстанция областного суда оставила это решение в силе.

    В сентябре Еварест Васильевич получил долгожданное сообщение, что по его делу службой судебных приставов начато исполнительное производство. Ветеран уже был готов праздновать победу.

    Однако недавно Тихонов позвонил в редакцию саратовского представительства "Российской газеты" и сообщил, что решение суда так и осталось не выполненным, денег он не получил. В дальнейшем выяснилось, что уже вступившее в законную силу решение суда было… отменено.

    Как сообщили из пресс-службы отделения Пенсионного фонда по Саратовской области, решение суда по иску Тихонова было отменено по заявлению этого ведомства "по вновь открывшимся обстоятельствам". Помощник прокурора Октябрьского района Наиля Сергеева объяснила, что такими обстоятельствами суд счел комментарий Верховного Суда РФ, содержавшийся в обзоре законодательной и судебной практики за 2 квартал 2007 года. В этом обзоре Верховный Суд выразил свою позицию, которая совпала с позицией Пенсионного фонда: денежная выплата участникам войны, получившим инвалидность по общему заболеванию и подпадающим под соответствующий пункт 122-го закона, должна предоставляться с момента вынесения определения Конституционным судом, то есть с 4 апреля 2006 года.   

    Сейчас дело по иску прокуратуры к управлению Пенсионного фонда вновь рассматривается во Фрунзенском суде. Но ветеран больше не видит в этом смысла и не верит, что в суде можно добиться торжества справедливости.

    - После последнего разговора в прокуратуре я бросил все бумаги и видеть их больше не хочу, - говорит Тихонов.

    В такую же ситуацию попали и другие ветераны, судившиеся с Пенсионным фондом.

    - Дел таких в нашем суде несколько, пока решение ни по одному из них не принято, - подтвердил помощник председателя Фрунзенского районного суда Андрей Богомолов. 

    Конечно, отстаивая свою правоту, участники войны могут снова пройти всю череду судов вплоть до Конституционного. Вот только хватит ли на такой судебный марафон сил и здоровья у Евареста Тихонова и его товарищей, которым уже сейчас по 80 лет?   

    В этой истории больше всего удивляет упорство чиновников пенсионного ведомства, готовых судиться вновь и вновь, лишь бы не выплатить Тихонову 16 тысяч рублей, на которые претендует ветеран. Конечно, защищать целостность пенсионных накоплений - их прямая обязанность, но неужели оставшиеся в живых ветераны могут нанести фонду такой огромный ущерб?

    Между тем

    С 2000 по 2007 годы число ветеранов последнего военного призыва в нашей стране сократилось со 130 до 25 тысяч человек.

    Поделиться