20.11.2007 04:15
    Поделиться

    В ярославских селах хранятся десятки тонн просроченных удобрений

    Жители села Себельское Брейтовского района живут рядом с тоннами забытых ядохимикатов. Специалисты Ярославского управления Россельхознадзора утверждают - просроченная сельхозхимия таит в себе большую опасность.

    Склад - сегодня деревянный полуразрушенный домишко без окон и дверей - поставили на пригорке за селом еще в советские времена. Тогда государство снабжало хозяйства тоннами минеральных удобрений и ядохимикатов, ожидая, что удобренная земля родит богатый урожай. Ничего не стоившая сельхозпроизводителям агрохимия во многих хозяйствах уже четверть века лежит мертвым грузом. Мало того, что давно истек срок ее годности, многие из тогда рекомендуемых для использования ядохимикатов сегодня запрещены, как чрезвычайно опасные для человека, животных и окружающей среды.

    - Бумажные мешки, в которых хранятся на этом складе ядохимикаты, примерно пять тонн, порваны, истлели, прочитать, что было упаковано в них, невозможно, - рассказала корреспонденту "РГ" специалист Ярославского управления Россельхознадзора Елена Сергеева. - По внешним признакам присутствует гранозан. Это препарат первого класса опасности, ртутьсодержащее вещество.

    Под горкой - ручей, впадающий в речку Себла. Специалисты Ярославского управления Россельхознадзора взяли пробы земли на склоне: велика вероятность, что вредные вещества отравляют речушку. Руководитель предприятия встречи с инспекторами избегал. Предписание - в недельный срок упаковать ядовитую массу в мешки и подать заявку на утилизацию - на его имя оставлено местному экологу.

    - Руководитель не отделается штрафом, - уверена Елена Сергеева. - В Ярославской области есть прецеденты уголовного наказания руководителей хозяйств, хранящих ядохимикаты ненадлежащим образом и тем самым наносящим урон экологии.

    По данным областного управления Россельхознадзора, только за проверенными сельхозпредприятиями числятся 130 тонн ядохимикатов, хранящихся не менее четверти века! Последний выезд в Угличский район к этим тоннам прибавил еще шесть.

    - На складе близ деревни Василево ядохимикаты в мешках, готовы к утилизации, - рассказала Елена Сергеева. - Но доступ на склад свободный, металлические ворота помещения нараспашку. А в другой части складского строения лежат 15 тонн хлористого калия и 5 тонн сложных удобрений. Прямо на удобрения навалено сено, которым скотину будут кормить.

    Уже семь лет в области действует программа по утилизации сельскохозяйственных ядохимикатов. В текущем году на утилизацию из областного бюджета выделено два миллиона рублей. Это только кажется, что сумма большая. Утилизирует сельхозхимию специализированное предприятие в Подмосковье. Уничтожение в плазменной установке одной тонны ядовитой химии стоит около 40 тысяч рублей.

    Специалисты Россельхознадзора сетуют, что в ежегодных отчетностях цифры по просроченной агрохимии не уменьшаются. Причина этого - элементарная безалаберность руководителей сельхозпредприятий.

    - Заявляют на утилизацию 200 - 400 килограммов вредных веществ, а на деле хранится три тонны. Это полностью загруженный Камаз. До других населенных пунктов затаренная под завязку машина уже не доходит.

    Тем временем

    Во Владимирской области сельхозпроизводители также не спешат освободиться от складов с химией.

    - Два года назад утилизацию просроченных ядохимикатов оплачивал областной бюджет, - рассказала "РГ" начальник отдела по надзору за безопасным применением пестицидов и агрохимии Владимирского управления Россельхознадзора Любовь Шалашова. - Мы из выявленных 30 тонн просроченной сельхозхимии уничтожили 17 тонн. А потом область отказалась финансировать эти мероприятия.

    Обезвредить одну тонну химикатов для владимирцев стоит 55 тысяч рублей. Плюс шесть тысяч - за транспортировку на полигон в Нижегородскую область. Власти приняли решение взять на себя половину расходов. Но и половинная цена - непосильный груз для перебивающихся с хлеба на воду местных хозяйств. В области 110 тонн ядовитой агрохимии ждут утилизации.

    Поделиться