Посещение предприятий - один из основных пунктов любого визита премьера в российские регионы. Но в этот раз Зубков решил далеко не ехать. Зубков прибыл на старейший авиамоторный завод страны - Московское машиностроительное предприятие "Салют". В конце лета этого года предприятие преобразовалось в первую в стране интегрированную структуру в двигателестроении, в результате чего заводу передаются пакеты акций крупнейших предприятий страны, в том числе Омского моторостроительного объединения имени Баранова.
- Здесь создан научный центр, который не только производит двигатели, но и разрабатывает, сертифицирует установки, незаменимые в топливно-энергетическом комплексе, авиастроении, газоперекачке, - подчеркнул директор "Салюта" Юрий Елисеев, заметив, что продукция пользуется успехом в Канаде, Германии, Голландии, Франции.
Заинтересовался Зубков и тем, есть ли на заводе станки отечественного производства, либо используются только дорогостоящие импортные. На что директор заверил главу правительства, что в последнее время "отрасль станкостроения в стране начала развиваться". Впрочем, премьер не из праздного любопытства интересовался оборудованием.
- Только на предприятиях Роскосмоса более 70 процентов морально устаревших и физически изношенных станков, а 15 процентов специализированного технологического оборудования эксплуатируется более 20 лет, - сетовал он. - За последние пять лет мы обновили, стыдно говорить, менее 1 процента станков.
Очевидно, что изношенность оборудования приводит не только к росту себестоимости, но и снижению конкурентоспособности.
- Необходимо использовать возможности государства, - подытожил премьер. - Но обязательно привлекать и внебюджетные источники в науку.
А вот с внебюджетными средствами как раз и возникла проблема.
В общем, выслушав производителей, Зубков провел прямо на месте совещание с министрами, которые приехали с ним. И в результате сделал вывод: правительство ужесточит контроль за выполнением контрактов по проведению научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР).
- Все контракты, которые мы заключаем с предприятиями на проведение НИОКР, обязательно включают софинансирование со стороны самих предприятий, самого бизнеса, - пояснил министр промышленности и энергетики Виктор Христенко.
По итогам года правительство проводит анализ участия бизнеса в таких исследованиях. При этом существуют программы, в которых соотношение бюджетных средств и средств бизнеса составляет 1 к 0,7, то есть на 1 бюджетный рубль приходится 70 копеек средств предприятий, "но, как правило, это специфические программы в сфере национальной безопасности". В других программах соотношение бюджетных и внебюджетных средств составляет один к одному, или внебюджетное финансирование превышает бюджетные средства. Глава министерства образования и науки Андрей Фурсенко был не менее категоричен. Он считает, что правительство должно прекращать те НИОКР, в которых нет достаточного софинансирования со стороны бизнеса. "Они должны быть прекращены по условиям контрактов, - пояснил Фурсенко. - Бюджетные деньги должны идти только при условии софинансирования со стороны бизнеса, причем направляться не на поддержку организаций, а на поддержку технологий, которые должны поставляться на рынок".
Разочарование премьера на самом деле было вызвано тем, что в машиностроении реализуется ряд Федеральных целевых программ (ФЦП), но бизнес вкладываться не спешит. Общий объем бюджетных средств, выделяемых под эти программы с 2005-го по 2010 годы, составит почти 200 млрд рублей, планировалось, что еще столько же должно прийти и из внебюджетных источников. Но не случилось. ФЦП созданы для развития НИОКР в таких сферах, как авиация и космос, ГЛОНАСС, национальная технологическая база, напомнил премьер. Есть программы также в области гражданской морской техники, атомной энергетики, в сфере наноиндустрии и в области научных и научно-педагогических кадров. Однако, что касается внебюджетных источников, то на эти программы они выделяются крайне неэффективно. В частности, на ФЦП по развитию национальной технологической системы только в 2007 году должно было быть направлено 4,9 млрд внебюджетных средств. Однако, по итогам 9 месяцев, объем внебюджетного финансирования составил лишь 10 процентов или 0,5 млрд рублей.
Еще хуже дело обстоит с ФЦП по развитию гражданской техники, на которую было запланировано 8 млрд рублей в 2007 году, а имеем мы только, по итогам девяти месяцев, 4 процента, - отметил Зубков. - Комментарии излишни.
Но у премьера теперь другого пути нет, ведь ставка делается на инновационный путь развития страны, который возможен только в условиях тесной интеграции государства, науки и производства. "Процесс формирования инновационный системы страны начался еще три года назад, сформирована нормативно-правовая база, приняты правительственные решения, однако практическая реализация идет с серьезными пробуксовками", - разочарованно заметил Зубков.
Так что не исключено, что в ближайшее время бизнесу вновь напомнят о социальной ответственности.