Вчера служба исполнения наказаний представила "Российской газете" проект нового СИЗО "Кресты-2". Теперь наши читатели могут не только услышать, но и увидеть, как будет выглядеть самая большая тюрьма Европы.
Проект стал знаменитым еще до того, как архитекторы приступили к работе. Шутка ли, одна из самых знаменитых тюрем России готовится к переезду. Первой об этих планах сообщила "Российская газета" год назад. По свидетельству осведомленных источников, наша статья значительно ускорила решение вопроса. Как рассказывали очевидцы, у директора Федеральной службы исполнения наказаний буквально раскалился телефон: звонили желающие выкупить старую тюрьму, которая еще и архитектурный памятник. Правда, когда коммерсанты узнавали условия, то отступали.
От инвесторов требовалось построить с нуля новый следственный изолятор, и чтобы был лучше прежнего. Не больше, не меньше. А это очень дорого даже для крупных корпораций. В итоге деньги на строительство нового изолятора выделило правительство России. Федеральная служба исполнения наказаний провела тендер среди строительных компаний и в сентябре объявила имя компании-победительницы. Что интересно, возведет тюрьму та же корпорация, что строит второе здание Мариинского театра.
Так будут выглядеть «Кресты-2» с высоты птичьего полета. |
Новому сизо оставят историческое название, и даже форма останется прежней. После того как "Кресты-2" примут постояльцев, старая тюрьма скорее всего будет выставлена на торги. Напомним, что построенный в 1892 году комплекс исторических зданий "Крестов" занимает 4,3 гектара в центре Петербурга, на Арсенальной набережной. Разрушать все это нельзя. Новые владельцы смогут только перестроить так, чтобы памятник сохранился. Что будет внутри, дело десятое: офисы, гостиницы, рестораны, может, что-то еще. Знаменитый музей "Крестов" переедет в Москву, в "Бутырку". А в камерах, простите, офисах старого замка, будет писаться совсем другая история.
Новое СИЗО обоснуется в Колпино, пригороде Санкт-Петербурга. "Кресты-2" строятся между железной дорогой и Шлиссельбургским шоссе на участке площадью 36 гектаров. В рамках проекта предполагается возвести собственно изолятор на 4 тысячи мест: два режимных корпуса в виде крестов. А для службы сотрудника создадут все условия, включая комнаты психологической разгрузки. Кроме арестантских корпусов на территории нового изолятора будут столовая на 150 мест для сотрудников, спортивный корпус с тиром, пятиэтажная медицинская часть с амбулаторией и стационаром. Еще в плане - строительство гаража на 40 машин, пожарного депо и вольера на 40 собак. Так что тюрьма, и это правильно, станет маленькой крепостью.
На каждого заключенного в камере предусматривается не менее 7 квадратных метров. Это европейская норма. Все помещения покрасят в светлые тона. Психологи, кстати, рекомендуют каждый этаж окрашивать в разные цвета: белый, фисташковый, бежевый и т. д. Меньше мрачности, больше надежды. Кстати, такая цветовая методика опробована в новом корпусе следственного изолятора в поселке Горелово, под Санкт-Петербургом. Это еще один острог высокого класса, построенный в России. Первая партия из 16 подследственных была доставлена в новый корпус изолятора 17 ноября. Но, конечно, проект "Кресты-2" больше и масштабнее - название обязывает. Кстати, нынешние "Кресты" в момент постройки были самой большой и передовой тюрьмой Европы.
Как сообщили корреспонденту "РГ" во ФСИН России, предстоит не только построить изолятор, но и проложить дороги. Последние, кстати, - большая проблема. Шоссе, которое ведет к участку "Крестов-2", постоянно забито пробками. Поэтому в одном из зданий СИЗО планируется разместить зал судебных заседаний. Другой вариант: расширить нынешнюю трассу. Но этот вопрос вне компетенции тюремного ведомства.
Досье "РГ"
В исторических центрах городов России расположено 70 следственных изоляторов. Большинство из них - памятники архитектуры. Региональные власти в разное время вели переговоры с претендентами на исторические здания московской "Бутырки", Екатеринбургского СИЗО, а также изоляторов в подмосковных городах Сергиев Посад, Коломна, Егорьевск. Но главным препятствием был финансовый опрос.