На конец ноября в Горном Алтае запланирована сдача первого комплекса строящейся туристической зоны.
Уже ведутся подбор и обучение кадров из числа местных жителей. За несколько лет в республике будут построены десятки таких комплексов как туристического, так и оздоровительного направления. И не только в границах особой экономической зоны - на всей территории республики. Поэтому главной задачей становится строительство дорог.
Автомобильные трассы в Горном Алтае - единственное средство сообщения. Железных дорог здесь никогда не было, авиаперевозки пока только в планах, связанных со строительством туристической ОЭЗ. Расширение дорожного хозяйства и транспортной инфраструктуры - один из главных пунктов в программе социально-экономического развития Республики Алтай. Автомобильные дороги - это то, что ведет к развитию экономики, культурных связей, способствует росту благосостояния. Слабая дорожная инфраструктура, наоборот, тормозит движение вперед.
Транспортная сеть республики - это 3412 километров дорог, в том числе около 540 километров Чуйского тракта (федеральной трассы М-52). Дороги регионального значения местами имеют твердое покрытие, местами представляют собой щебеночно-гравийную смесь. В республике признают, что дороги у них не ахти, особенно с учетом связанных с турзоной перспектив.
Программа развития дорожно-транспортной сети предполагает реконструкцию трассы М-52, а также реконструкцию и дальнейшее строительство дороги Черга - Беш-Озек - Усть-Кан - Талда - граница Казахстана.
Привлекательных мест в Горном Алтае много, но туристические комплексы строятся в основном на берегу Катуни и вблизи Чуйского тракта. Республиканские власти рассчитывают на одобрение федеральным правительством идеи создания ОЭЗ на площади 1600 гектаров в районе Каракольских озер. В этом случае можно будет использовать федеральные средства на строительство дороги к озерам.
На реконструкцию Чуйского тракта будет направлено более четырех миллиардов рублей. 64 километра трассы от границы республики до села Усть-Сема станут четырехполосной дорогой первой категории. Это сделает проезд более безопасным и комфортным, позволит увеличить поток туристов в республику. На отдельных участках уже обновляется асфальтовое полотно, устанавливается освещение, благоустраиваются придорожные торговые павильоны. На месте малопривлекательных ларьков в скором времени должны появиться современные торговые комплексы. В правительстве республики уже разработаны инвестиционные проекты по развитию этих торговых площадок.
Развитие дорожной сети в республике невозможно без строительства мостовых переходов. Нынешний год был объявлен годом мостов. В республике их действует 377, общей протяженностью 7,7 километра. 159 мостов находятся в плохом состоянии. В основном они деревянные, постройки 60-70-х годов прошлого века.
В этом году возведены два моста в Кош-Агачском районе и еще два в Онгудайском. Строятся мосты в Турачакском и Чойском районах. В Усть-Коксинском достраивается мост, который соединит села Огневка и Мараловодка, начато строительство моста в селе Банное. В Банном живут около 400 человек, и другой переправы через реку у них нет.
Но важнейшим, стратегическим по своей значимости объектом является мост через реку Катунь в районе большого села Усть-Сема. Передача моста в федеральную собственность позволила значительно ускорить темпы строительства. Из 487 миллионов рублей уже освоено 280 миллионов. При сохранении стабильного федерального финансирования мост будет сдан в эксплуатацию в 2008 году.