Ради яхты астраханец Олег Щербина продал дом, квартиру и машину

Крейсерская парусно-моторная яхта длиной 23 метра и водоизмещением 73 тонны получилась стальной, как характер хозяина. Названная в честь старшей дочери Анны, яхта - почти ровесница младшей дочери Жанны.

Рожденный на грядках

Восьмилетняя девочка вспоминает, что росла вместе с кораблем, вокруг которого родители хлопотали не меньше, чем вокруг нее. Только Жанна росла в доме, а "Анна" - во дворе, прямо на грядках.

Корреспондент "РГ" впервые увидел яхту и познакомился с семьей Щербины год назад. Потеснив грядки и фруктовый сад, во дворе их дома возвышался самый настоящий морской корабль. Во всем городе долго искали кран, который бы сдюжил передислокацию судна, хотя от реки двор отделяют всего несколько десятков метров. Олег Павлович Щербина тогда предвосхитил два моих вопроса: "Всех интересует, какая у нас с женой разница в возрасте и сколько стоит наша яхта".

Олег старше Ольги в два раза. Они познакомились, когда ей был 21 год. Как только поженились, стали мечтать о дальних путешествиях, с рождением второй дочери начали строить свою яхту, а с рождением Олега она была почти готова. Рождение младшего не помешало планам отправиться всей семьей в плаванье, сменив дом на яхту. Убедили присоединиться и родителей Ольги. Идеи зятя и дочери увлекли их настолько, что четыре года они принимали активное участие в сооружении яхты, благо оба до пенсии работали на судоремонтном заводе. Помогал и брат Олега. Вообще яхтенная эпопея собрала вокруг семьи Щербины множество людей.

За год, что мы не виделись, семья сменила место жительства. Все семь человек экипажа (он и есть семья) обзавелись зарубежными паспортами, даже у маленького Олега теперь есть собственный паспорт, где он сфотографирован в полуторамесячном возрасте. Старшая Анна быстро стала отличницей и помогает нянчиться с Олегом. Восьмилетняя Жанна от сестры не отстает. За год она "проглотила" семь книг Гарри Поттера, и если раньше безотказно демонстрировала на радость родителям знание английских слов, то теперь сходу назвала 25 сложных имен героев "поттериады", скромно добавив, что помнит всего лишь четверть действующих лиц.

"Разве можно детей с такой любознательностью и кругозором держать в захолустье? Мы просто обязаны показать им мир, к тому же, общаясь с иностранцами, они будут улучшать мнение о России", - заключает отец семейства. В свои 67 он по-прежнему выглядит лет на 15 моложе, все так же горит энтузиазмом и купается в исходящей от домочадцев ауре любви и почитания. "Яхтенное дело - полезное занятие. Как задумали строить яхту, так с тех пор у меня все время в крови адреналин, и я даже ничем заболеть не могу", - делится он рецептом бодрости.

Цель - Средиземноморье

11 апреля семья со всем скарбом переселилась на яхту, где жила до 11 ноября. Ходили несколько раз вдоль по Волге, принимали гостей. По вечерам глава семьи "плавал" по картам в компьютере, набивал руку. Остальные яхтовладельцы проводили время в моральной готовности в любой момент сняться с якоря в большое плавание, чтобы обойти все страны Средиземноморья.

Но, как выяснилось, для получения регистрации в госинспекции маломерного флота необходимо доукомплектоваться радаром, эхолотом и лодкой с подвесным мотором. Радар при плохой видимости показывает препятствия, эхолот предупреждает, где мель, а лодка в случае чего доставит на берег. Все вместе снаряжение потянет тысяч на 15 долларов. Еще у яхты нет мачты, что, правда, не лимитирует выход в море. Олег Павлович, конечно, мечтает установить парусное вооружение, с ним можно совершать большие переходы и экономить деньги, поскольку заправить полный бак "Анны" топливом где-нибудь в Европе обойдется как минимум в 12 тысяч рублей.

Вместимость яхты - 12 человек. Столько и возьмут на борт, то есть, не считая себя, Щербины приглашают переводчика и несколько капитанов из числа надежных знакомых - ветеранов астраханского яхтклуба.

- В яхтенном мире народ легкий на подъем. В любом клубе можно найти людей, готовых идти вместе какой-то этап, - Щербина подчеркивает преимущества яхтсменов перед оседлыми обывателями. У него самого есть несколько удостоверений: яхтенного рулевого и шкипера.

А на вопрос, запаслись ли они российским флагом, отвечает, что их шесть. Чтобы на флагштоке всегда развевался чистый.

Дословно

Продал дом и кров, - вот как пишет о самых драматичных моментах Олег Щербина в своей до конца не написанной книге "Всей семьей вокруг света". Пока в ней только предисловие - его философия и приключения, происшедшие за годы создания яхты и сборов в плавание:

"Средства от продажи родственникам квартиры в Волгограде и наследной доли родительской квартиры в Астрахани растаяли, не оставив на стапеле ожидаемого следа. Все стремительно дорожало. Металл, электроды, другие материалы вырастали в цене, ставя под сомнение возможность свести концы с концами. И тогда на семейном совете было решено продать дом.

Большой кирпичный дом, в котором мы жили все эти годы, стоял на самом берегу Волги в окружении ухоженного сада и, казалось, покупатель найдется быстро. Но люди приходили, все им нравилось, но как только замечали, что в глубине двора строится большая яхта, с сожалением уходили.

Прошло несколько месяцев, пока не появился покупатель. Но зато какой! Нам в очередной раз круто повезло. Владимир Кулагин не только купил наш дом, но разрешил жить в нем, пока мы строим яхту. Мы прожили в его доме еще почти три года, имея счастье ежедневно заниматься любимым делом - строительством яхты и подготовкой к плаванию".