В России все меньше шьется костюмов, брюк, шапок, пальто, обуви. Объемы выпуска продукции легкой промышленности в январе-октябре продолжали снижаться. Об этом на днях сообщил Росстат. А вчера на заседании Торгово-промышленной палаты начальник отдела промышленной политики минпромэнерго Сергей Шумилин объяснил, почему это происходит.
По данным министерства, в этом году доля отечественных непродовольственных товаров в торговых сетях, магазинах, на рынках упала с 16 до 12,5 процента. Остальное - импорт, в основном подпольного китайского и турецкого производства, который успешно реализуется торговлей. Из-под налогов выводится почти триллион рублей - 700 миллиардов рублей.
"В 2006 году некоторые решения властей освободили для отечественной легкой промышленности нишу на внутреннем рынке, - прокомментировала корреспонденту "РГ" ситуацию на рынке советник председателя комиссии РСПП по текстильной и легкой промышленности Галина Барышева. - Руководители предприятий сумели этим воспользоваться, и российская легкая промышленность "подняла голову". Теперь же, по словам Галины Барышевой, импортеры освоились в новых условиях, нашли новые лазейки, и все вернулось на круги своя.
Участники заседания в ТПП не обошли вниманием и эту острую тему. Сегодня в минэкономразвития считают: для "обеления" рынка надо продолжить снижение пошлины. В минпромэнерго, напротив, уверены, что пошлины надо повышать, иначе государство лишь потакает "черному рынку". Чтобы убедить в своей правоте, Сергей Шумилин опять же обратился к цифрам: "Импортеры женские кожаные сапоги декларируют по 16 долларов за пару при средней стоимости в магазинах как минимум 200 долларов. Одна из компаний в этом году ввезла 11 миллионов пар по такой низкой цене.
По мнению предпринимателей, государство должно или ограничить импорт, или помочь экономически российским предприятиям легкой промышленности. Одной из таких мер, считает Шумилин, должна стать борьба с ценовой дискриминацией отечественных производителей, которых буквально задушила торговля.
Жаловались предприниматели и на двойные стандарты таможенников. "Федеральная таможенная служба сводит на нет многие решения, которые принимает государство по защите своих производителей, - поддержал их Шумилин. - Только снизили пошлину на так называемое инновационное оборудование для швейной промышленности, как на таможне тут же ввели особый порядок по ввозу таких машин.
Кроме того, по мнению участников заседания, на российский отечественный рынок давят так называемые карго-перевозки. То есть импортеры, минуя таможню, ввозят тоннами товары неизвестного происхождения по копеечным ценам сразу на оптовые склады. В середине 1990-х годов такие перевозки разрешали, чтобы наполнить пустующие прилавки магазинов хоть каким-то товаром. Времена изменились, но перевозки остались. "Их нет нигде в мире", - сетовали участники заседания. По словам Шумилина, еще три года назад правительство поручило минфину разобраться, но карго-перевозки и ныне там. Теперь минпромэнерго, по его словам, будет добиваться их запрета.