Новым атаманом Кубанского казачьего войска избран вице-губернатор края, в прошлом профессиональный военный, полковник запаса Николай Долуда. Свое первое интервью в качестве атамана он дал корреспонденту "Российской газеты".
"Российская газета" : Николай Александрович, c каким настроением беретесь за новое для себя дело?
Николай Долуда : Во-первых, не такое уж оно для меня и новое. Последние полтора года в администрации края я курирую вопросы казачества и ситуацией владею достаточно хорошо. Войско - организованная структура, в которой четко выстроена система управления. В России 12 казачьих войск, и, по оценке специалистов, кубанское - самое структурированное. Как профессиональному военному мне тут все понятно, с казаками мы говорим на одном языке.
РГ : Какие задачи вы считаете главными?
Долуда : Первоочередная - поднять авторитет войска и уважение к казаку. Это достигается делами, а не хождением в казачьей амуниции по станичным улицам. Обидный эпитет "ряженые", надо честно признать, появился не на пустом месте. Поэтому от тех, кто позорит наши ряды, будем избавляться. Кубанское войско вошло в государственный реестр казачьих войск России. Это значит, все - от атамана до рядового казака - должны жить по утвержденному президентом страны уставу. Тогда будет дисциплина и порядок. Очень тревожит, что в последнее время все меньше молодежи идет в казачество. Мы просто теряем наших ребят, отдаем их на откуп улице, вредным привычкам. А если молодым людям предложим интересное дело, поможем освоить профессию, заняться спортом, они никуда на сторону не пойдут. Убежден, что в пятимиллионной Кубани должен быть как минимум миллион человек в казачьих рядах. Если люди станут чтить традиции предков, как заведено у казаков, от этого же все только выиграют.
РГ : А на местах эту идею поддержат?
Долуда : Толк будет лишь в том случае, если власти и казаки объединят усилия для решения общих проблем. Пока, к сожалению, это происходит не везде, и я намерен ситуацию поправить. Нужно, чтобы при казачьих обществах формировались экономические структуры, чтобы у них была земля, а заработанные средства шли на те же подростковые клубы по месту жительства. Большие надежды связываем с работой казачьих дружин, которые в ближайшее время появятся во всех 48 муниципальных образованиях края. На все это нужные большие средства.
РГ : Бюджетное финансирование на будущий год значительно увеличивается?
Долуда : Да, практически вдвое. Деньги пойдут на военно-патриотическое воспитание молодежи, на формирование структур казачьего самоуправления и на многое другое, что будет работать на авторитет казачества. Кроме того, один миллиард рублей выделяется на кадетский корпус, строительство которого начнется в следующем году.
РГ : На отчетно-выборном сборе Кубанского казачьего войска вы были в новой черкеске, но без погон. Почему? Ведь вы же полковник по званию.
Долуда : Армейские погоны на казачьей форме не носят. Сейчас, насколько я знаю, направлено представление полпреду президента в ЮФО о переназначении меня в чин казачьего полковника. Надеюсь, к торжественному заседанию Рады, где должен принимать атаманскую присягу, буду при полном параде. Ожидается, что это произойдет в январе будущего года.