Вот уже 50 лет ежедневно в любую погоду мастер берет кисти и мольберт и уходит на пленэр.
Каждый его вернисаж - праздник для любителей живописи. Легкие и изящные акварели Черкасова выставлялись в Москве, Сан-Франциско, Осаке, Пхеньяне. Картины художника есть в коллекции Бориса Ельцина и приморского губернатора.
Российская газета: Сергей, какие работы вы представили на суд зрителей на этот раз?
Сергей Черкасов: В основном здесь работы, написанные в пригородах Владивостока. Но есть пейзажи Египта, Венеции. Полгода провел в путешествии: Санкт-Петербург, Соловецкие острова. Жил в монастырях. К художникам там относятся доброжелательно: пиши, сколько хочешь!
РГ: Какие впечатления остались от поездки по Европе?
Черкасов: В Париже, в Музее современного искусства я увидел пустые залы, зато на выставку Пикассо стояли огромные очереди. В Москве я выстоял очередь на выставку Модильяни в музее Пушкина. Значит, зрителям нужно это ощущение восторга, любования красотой мира, которое дает творчество художников-гуманистов. Дюрер, Рембрандт, Гойя - они актуальны и сегодня!
РГ: Есть картины, после которых просто болеешь. А ваши настолько светлы, что их понимают и любят даже дети. В каком настроении вы берете в руки кисть?
Черкасов: Только в состоянии душевного покоя. Я умею так работать над собой, чтобы отрицательные эмоции не брали верх. Вот уже 50 лет как я ежедневно беру в руки мольберт и кисти и ухожу на пленэр. В год я пишу около 150 картин. На одно полотно уходит не больше двух-трех часов.
РГ: Совершенно невероятная скорость… Бывает, художники пишут свои картины годами.
Черкасов: Это зависит от темперамента. Я - всегда в рабочем состоянии, даже когда гуляю, встречаю гостей - запоминаю пейзажи, ракурсы, решаю вопросы композиции.
РГ: Художник - всегда небожитель. Живет в башне из слоновой кости по имени Искусство, и грязь обыденной жизни его не касается?
Черкасов: Отчасти так. Для меня спуститься с небес, чтобы пойти в кассу и заплатить за квартиру - проблема. И в то же время я свободен - не хожу каждый день на службу, не общаюсь с людьми, которые мне неприятны. Я долго шел к этой свободе. Но свобода эта очень требовательна: ты - сам себе и директор, и заместитель, и экономист. Ты не можешь позволить себе тратить время на пустую болтовню и даже на прием гостей. Жена обижается, когда я бросаю гостей в самый разгар застолья и ухожу работать. С молодости я усвоил истину: человек, который ценит время, - прокладывает путь к славе.