В Челябинске стартовал громкий процесс по делу о самоубийстве курсанта авиационного училища

Вчера в Челябинском гарнизонном военном суде стартовал громкий процесс по делу о самоубийстве 16-летнего Никиты Самитова, повесившегося в Челябинском высшем военном авиационном училище штурманов 30 января 2007 года.


1 февраля "РГ" в материале "Мертвая петля" сообщала, что прокуратура работает по двум основным версиям: неуставные отношения и нежелание парня учиться в военном вузе - якобы он поступил в ЧВВАУШ под давлением родителей. Следствие выяснило, что отец с матерью ни при чем. В шестой роте второго батальона, где учился уроженец Иркутской области Никита Самитов, бойцы жили по закону стаи - кто сильнее, тот и прав. Парню устроили настоящую травлю, от которой он смог найти спасение только в петле.

На скамье подсудимых двое сокурсников погибшего - 19-летний Антон Бондарев и 18-летний Николай Крупский. По мнению прокуратуры, именно они довели Никиту Самитова до самоубийства. Из обвинительного заключения следует, что 27 октября 2006 года, когда парни только поступили на первый курс, на общем собрании отделения Бондарев заявил, что Никита украл мобильный телефон у одного из сослуживцев, и потребовал от Самитова добровольно отчислиться из училища. В противном случае обещал сделать жизнь курсанта невыносимой. Никита отказался уйти из вуза, Бондарев и Крупский начали исполнять свою угрозу. Регулярно после отбоя они поднимали Самитова с кровати и на глазах всего курса, обзывая "крысой", заставляли идти в туалет. Там заставляли парня мыть полы или просто развлекались, кулаками и нецензурной бранью воспитывая непокорного.

Следствие установило, что по крайней мере дважды Бондарев и Крупский посылали Никиту за спиртным в ближайший магазин в нарушение всех правил. За любое неповиновение, например отказ дать сигарету, Самитов получал удары. По мнению гособвинения, последней каплей стал случай, произошедший 23 января. Бондарева после подъема назначили наводить порядок в казарме, однако агрессор не долго думая заставил выполнять свои служебные обязанности уже сломленного Никиту. Неделю спустя Самитов, заступив в наряд по столовой, закрылся в туалете и повесился на ремне.

Мама Никиты Валентина Самитова слушала обвинительное заключение, уронив голову на руки. Чувствовалось, что женщина смертельно устала от своего горя и борьбы за справедливость. При первичном осмотре трупа Никиты удивительным образом никаких следов насилия обнаружено не было. Однако мать, собственными глазами видевшая синяки на теле сына, потребовала повторной независимой экспертизы. Чтобы добиться эксгумации, Валентина Самитова дошла до главного военного прокурора РФ Сергея Фридинского.

Представитель гособвинения, заместитель военного прокурора Руслан Щелконогов настаивает на том, что все действия Бондарева и Крупского совершались с конкретной целью - заставить сокурсника покончить с жизнью. Каждый из них обвиняется по статье 110 УК РФ - доведение до самоубийства, а также в десятке эпизодов по статье 336, части первой - оскорбление военнослужащего - и статье 335, части третьей - нарушение уставных правил взаимоотношений между военнослужащими при отсутствии между ними подчиненности, повлекшее тяжкие последствия.

- Ни Антон Бондарев, ни Николай Крупский не признают, что специально доводили Самитова до самоубийства, - заявил адвокат Бондарева Сергей Носырев. - Кроме того, мы не согласны, что их действия привели к таким тяжким последствиям.

Валентина и Александр Самитовы подали сопутствующие гражданские иски к руководству ЧВВАУШа, требуя возместить им моральный ущерб - десять миллионов - и материальные траты в размере 400 тысяч рублей, которые пришлось потратить родителям на перелеты из Иркутской области в Челябинск по время
следствия.

Уже сейчас можно сказать, что процесс затянется: в зале заседаний будут выслушаны десятки свидетелей и экспертов. Судье Сергею Рассохе, входившему в коллегию Фемиды, рассматривавшей прогремевшее на всю Россию "дело Сычева", предстоит разобраться в степени вины каждого подсудимого и материальной ответственности военного училища, первокурсник которого покончил с собой.