В России создается институт добропорядочных импортеров и экспортеров

Чтобы доверять бизнесу и упрощать оформление грузов на границе, надо дифференцировать импортеров и экспортеров по степени их законопослушности. Этот тезис главы Федеральной таможенной службы (ФТС) Андрея Бельянинова особенно заинтриговал вчера участников международной конференции "Таможенная реформа: инструмент интеграции России в мировую экономику".

Многие предположили, что таможенники вновь возвращаются к не оправдавшей себя практике деления участников внешнеэкономической деятельности на "белых" и "черных". Однако, отвечая на вопрос корреспондента "РГ", так ли это, Андрей Бельянинов категорически отверг подобные предположения: "Ни в коем случае".

Спорный тезис более подробно прокомментировал статс-секретарь ФТС Сергей Шохин. По его словам, если сегодня в Федеральной таможенной службе существуют различные реестры - таможенных перевозчиков, таможенных складов, уполномоченных банков, которые "отслеживают" поведение и прозрачность этих структур, то реестры участников внешнеэкономической деятельности в ФТС составлять не собираются. Однако в условиях, когда Россия выходит на мировой рынок, создает транзитные коридоры и все это делает в увязке с европейским таможенным законодательством, появляются совершенно новые процедуры оформления и контроля товаров и в целом взаимоотношений таможни и бизнеса.

В частности, создание в стране принципиально нового "сословия" уполномоченных грузополучателей, то есть компаний, чьи товары, минуя таможню, и все связанные с этим проверки и формальности поступают сразу на склады, а уже впоследствии, в течение года, проверяются на достоверность уплаты налогов и пошлин, на соответствие всем документам. Заметим, что институт уполномоченных грузополучателей, суть которого - в обмене предварительной информацией с таможнями в режиме онлайн, успешно действует в Евросоюзе и хорошо зарекомендовал себя. Сейчас, уточнил Сергей Шохин, в его ведомстве разрабатываются механизмы создания в России аналогичного института уполномоченного грузополучателя, а также обязательного предварительного информирования таможенных органов. Для этого в 2008 году в Таможенный кодекс будут внесены изменения, и система заработает предположительно через год.

Концепции этих законопроектов уже подготовлены и находятся на согласованиях. Главный таможенник страны уверен, что нововведения помогут бизнесу ускорить доставку товаров, а таможне сосредоточиться на контроле тех товаров, которые не соответствуют установленным Таможенным кодексом критериям безопасности поставок. При этом Андрей Бельянинов добавил, что сейчас Россия вместе с европейской комиссией и двенадцатью странами - членами ЕС (Австрией, Бельгией, Венгрией, Германией, Италией, Латвией, Литвой, Польшей, Финляндией, Чехией, Швецией и Эстонией) разрабатывают пилотный проект, благодаря которому с 1 января 2009 года в режиме реального времени и через единую программу таможни этих стран будут обмениваться предварительной информацией о товарах, пересекающих общие границы.

Также глава ФТС уделил много внимания проблеме частно-государcтвенного партнерства при обновлении таможенной приграничной инфраструктуры. Речь идет о строительстве с помощью бизнеса комфортабельных таможенных служебных, производственных помещений, автомобильных пунктов пропуска, таможенных постов как на самых отдаленных участках российских границ, так и в ключевых регионах: Северо-Запад, Центр, Приморье. Как любые проекты по созданию инфраструктуры, они крайне затратны, но предусмотренные здесь коммерческие объекты - магазины duty free, парковки, гостиницы, автозаправки и техсервисы - станут для инвесторов сервисных зон потенциально прибыльными уже на начальном этапе, заверил Бельянинов.

Между тем, по словам руководителя делегации Европейской комиссии в России Марко Франко, Евросоюз, который видит в "русской таможне" своего главнейшего партнера, также готов внести свою лепту в совершенствование совместных пограничных с Россией таможенных переходов. В частности, 13 миллионов евро страны Евросоюза уже выделили на строительство нового перехода "Мамоново" на границе с Польшей. А сейчас обсуждает вопрос о финансировании строительства еще одного перехода в Советске Калининградской области, на границе с Литвой. Цена вопроса - 10 миллионов евро. Затраты более чем оправданны. В планах Евросоюза, как сообщили иностранные гости, повысить интенсивность товаропотока уже в ближайшее время на 28 процентов.