До сих пор получить от кредитных организаций сведения о вкладах юридических или физических лиц, имеющих долги, было практически невозможно. Судебный пристав имел возможность годами бегать за каким-нибудь "нигде не работающим" предпринимателем или за "обанкротившейся" компанией и ее "нищим" владельцем, вытягивая какие-нибудь копейки, а на деле оказывалось, что у должников приличный счет в банке и они могут рассчитаться с кредиторами.
В Псковской области гордиев узел был разрублен одной судебной тяжбой.
В апреле этого года Порховский федеральный районный суд признал незаконными действия местных судебных приставов-исполнителей, которые направили в банк запросы о наличии вкладов у некоторых граждан. По мнению суда первой инстанции, Порховское отделение Сбербанка РФ N 1965 вполне правомерно отказало в предоставлении информации о вкладах физических лиц, поскольку в запросах судебных приставов не было данных о номере счета и подразделении банка, в котором находится счет. Но если приставы только подозревали наличие счетов, как они могли указать их реквизиты? Суд согласился с кредитной организацией, что подобные запросы можно расценивать как поручение произвести розыск денежных средств должника. А это нарушение банковской тайны.
Старший пристав Порховского района подал кассационную жалобу в коллегию по гражданским делам Псковского областного суда. Но бесполезно, коллегия поддержала решение первой инстанции. Управление Федеральной службы судебных приставов по Псковской области было категорически не согласно с такой позицией служителей Фемиды. И приставы передали материалы процессов в президиум Псковского областного суда.
Судебные исполнители постарались объяснить, что Закон "О судебных приставах" закрепляет за ними право получать необходимую информацию, объяснения и справки. А согласно Закону "Об исполнительном производстве" требования судебного пристава обязательны для всех органов, организаций, должностных лиц и граждан на всей территории Российской Федерации, в том числе для банков и иных кредитных организаций.
Президиум Псковского областного суда, рассмотрев аргументы сторон, поставил точку в этом "правовом диспуте" и вынес определение, согласно которому действия судебных приставов-исполнителей признаны законными.
И этим прецедентом могут пользоваться судебные исполнители всех территориальных управлений страны.
Правда, актуально это определение будет до февраля. После этого в силу вступит новый закон, в котором все эти спорные моменты разъяснены в пользу судебных исполнителей.