23.11.2007 04:55
    Поделиться

    По олимпийскому сценарию будет развиваться вся Кубань

    В течение последней недели в "летней столице" прошло несколько масштабных совещаний и международных симпозиумов - для руководителей курортной отрасли, строительных компаний России, Германии и стран СНГ, молодых российских и европейских архитекторов и дизайнеров.

    Они лишний раз подтвердили уже окрепшее мнение, что сочинская Олимпиада станет индикатором и локомотивом экономического развития региона. Отечественным и иностранным инвесторам, зодчим и строителям подробно рассказали, какие объекты, жилые массивы, морские порты, транспортные коридоры и даже целые города появятся на Кубани в ближайшие годы.

    Краснодарский край в последнее время не раз называли одним из самых перспективных в России. Однако при этом называли в основном его природные преимущества - мягкий климат, удобное географическое положение, наличие незамерзающего моря. А вот о конкретных адресных планах развития говорилось не так уж много, да и то по большей части это были инвестиционные предложения. Сейчас, когда окончательно оформилась сочинская олимпийская перспектива, появилась уверенность, что настало время раскрыть карты.

    Заходите, присаживайтесь

    Развитие воздушных транспортных сетей сейчас в числе главных задач. Долгие годы начальники аэропортов каждый на свой лад зазывали отечественных и зарубежных авиаперевозчиков приземляться именно на его "полосы". Индивидуальные зазывы и посулы ощутимых результатов не дали, и теперь к проблеме решили подойти комплексно.

    - Все крупные аэропорты края - Краснодар, Сочи, Анапа, а также строящаяся воздушная гавань в Геленджике - будут работать на единую цель - развитие экономики и туристического бизнеса региона, - говорит Юрий Барзыкин, который в завершившей работу Госдуме пятого созыва был заместителем председателя комитета по предпринимательству и туризму. - Конечно, каждый со своей спецификой. Геленджик, к примеру, рассматривается как дублер Сочинского аэропорта, в том числе и во время проведения Олимпиады-2014.

    На море тоже грядут большие изменения. Не менее 30 крупных трехпалубных судов на подводных крыльях в ближайшей перспективе должны пополнить сильно поредевший пассажирский флот, работающий в Азово-Черноморском регионе. Эти корабли рассчитаны на дальние рейсы даже при четырехбалльном шторме. Определено и место их базирования - Анапа и Темрюк. Кроме того, краевая администрация заключила соглашение с правительством Турции о создании паромной переправы Новороссийск - Стамбул. Причем руководители российского региона настояли на том, что там должны работать суда высокого класса, оборудованные каютами на уровне четырех-пяти звезд.

    Простоя не будет

    На совещаниях, симпозиумах и форумах всякий раз утверждается, что Сочи на период олимпийских строек закрываться для туристов не будет.

    Первоначальная концепция предусматривала равномерное размещение объектов по территории города, но диалоги с Международным олимпийским комитетом, поездки в олимпийские города показали, что это ошибка, говорят архитекторы. Была принята концепция компактного размещения. Существенно отходить от нее нельзя, поскольку так вообще можно потерять Олимпиаду: правила диктуют, что представленные экспертам планы должны выполняться в рамках презентации проекта, который прошел в Гватемале.

    Эти правила предусматривают и невмешательство в жизнь самого города, проводящего Олимпиаду, кроме каких-то необходимых и неотложных мероприятий. Таковой станет реконструкция здешних дорог и магистральных улиц для решения транспортной проблемы. Развязки появятся у главного вокзала, стадиона, при въезде в город.

    Если олимпийский город будет жить по своему сценарию, то другим территориям предстоят серьезные преобразования без ограничений. Центры экономического развития уже определены и поименованы. Это Ейский, Кропоткинский, Армавирский "анклавы", города Краснодар, Новороссийск, Геленджик, Анапа и Туапсе. Центры потянут за собой и все окружающие населенные пункты.

    Отдельная история - свободные экономические зоны (СЭЗ). Они расположатся вдоль Азово-Черноморского побережья. Единственный "сухопутный" район, который получит СЭЗ, - Апшеронский. Интерес к себе эти территории уже почувствовали: ведь инвесторы, зарегистрированные в СЭЗ, будут иметь налоговые поблажки в объеме 35 процентов.

    Помимо этого запланирована совсем особая, игорная зона - "Азов-Сити". Уже определены границы кубанского Лас-Вегаса, подготовлены юридические документы и начался активный поиск инвесторов. Некоторые крупные отечественные строительные компании откликнулись на предложение практически сразу, заинтересовались им и бизнесмены из Объединенных Арабских Эмиратов. Игорный центр должен поднять целый, пока еще малонаселенный район на берегу Азовского моря. Там появятся хорошие автомобильные дороги, аэропорт для малой авиации, железная дорога.

    Столичный лоск

    Блестящие перспективы и повышенное внимание к побережью как-то отодвинули в сторону краевую столицу. Этот перекос в ближайшие годы будет компенсирован, потому что главный город региона не должен выглядеть отстающим на фоне бурно развивающихся "провинций". Для Краснодара предусмотрен проект реконструкции 250 кварталов, который масштабностью задачи уже подтянул под себя лучшие архитектурные силы России и Западной Европы.

    Центр города станет одновременно и крупнейшим деловым центром Юга России: проект "Краснодар-Сити", по мысли его разработчиков, превратит кубанскую столицу в город не только с общефедеральными, но и евразийскими функциями. В границах проекта разместятся представительства известных мировых банков, экспо-центры, "мастерские" нанотехнологий. Все это будет сопровождаться индустрией развлечений и объектами культуры.

    Перед архитекторами поставлена задача: все имеющие историческую и иную ценность задания должны быть сохранены, а вот "внутри", за фасадами, можно дать волю фантазии.

    Комментарий

    Игорь Мазурок, заместитель руководителя департамента по архитектуре и градостроительству Краснодарского края:

    - Притягательность Азово-Черноморского региона совершенно очевидна. Наш край - приграничный, здесь проходят транспортные коридоры, мы имеем крупные морские порты - Новороссийск, Тамань, Туапсе и Сочи. По сути дела, Кубань - ворота для выхода продукции российской экономики за рубеж.

    Даже недавнюю катастрофу в Керченском проливе можно в этой связи рассматривать как сигнал для инвесторов: нужна модернизация портового хозяйства, развитие трубопроводного транспорта и крупнотоннажного флота. Сегодня порт Тамань на мысе Железный Рог уже строится с учетом защиты от негативных проявлений природного и техногенного характера, на очереди - реконструкция портов Новороссийск и Туапсе. Они нужны и для олимпийского строительства.

    ы пока не используем другие возможности, которые дает наше расположение. Через Краснодарский край проходит девятый международный воздушный коридор, соединяющий Чикаго и Дубай. Это сотни самолетов, в том числе и грузовых. У нас есть возможность построить перегрузочные терминалы в аэропортах Краснодар и Сочи, да и потребность в этом назрела: товарооборот со странами, которые перевозят грузы воздушным путем, за последние годы растет довольно быстро.

    Следующим фактором перспективного развития является транснациональный проект строительства автомобильной дороги вокруг Черного моря. Он обсуждается уже многие годы, но сейчас остались только те препятствия, которые можно одолеть. Ведь 80 процентов этой магистрали по сути дела уже существуют, осталось "перебросить" ее через Керченский пролив. Проект строительства моста между портом Кавказ и Крымским полуостровом недавно демонстрировался на инвестиционном форуме "Сочи-2007", инвесторы под него тоже есть.

    Среди тех проектов, которые будут осуществлены обязательно, - спрямление автомобильной дороги, ведущей в Сочи. Виадуки через ущелья сократят путь из Туапсе в Сочи на полтора-два часа. Автомобильный транспорт после постройки вторых железнодорожных путей также может отправляться на специальных платформах из Краснодара и Туапсе в будущую олимпийскую столицу.

    Поделиться