Светлана Крючкова сыграла Анну Ахматову в новом фильме "Луна в Зените"

В Петербурге и его окрестностях - Царском Селе, Комарове, Кронштадте - режиссер Дмитрий Томашпольский снял 4-серийный игровой фильм об Анне Ахматовой "Луна в зените". В его основе - незаконченная пьеса Ахматовой "Пролог, или Сон во сне".

 

Поэтому и жанр его можно определить как фильм-сон. В снах Анны Андреевны появляются Блок, Маяковский, Цветаева. И трое ее мужей: поэт Николай Гумилев, ученый-востоковед Владимир Шилейко и искусствовед, "комиссар" Русского музея Николай Пунин. Действие происходит в последние годы жизни поэтессы. Анна Андреевна живет в своей "будке", как она называла дачу в Комарове, вспоминает прошлое.

В главной роли - Светлана Крючкова. Ахматову в молодом возрасте сыграла Светлана Свирко. Художника Бориса Анрепа, близкого друга поэтессы, играет Петр Вельяминов. Любимица петербургских театралов Ирина Соколова снялась в роли Лидии Корнеевны Чуковской. А легендарная балерина Алла Осипенко неожиданно предстала в роли директора московского музея Маяковского, где проходил первый после 18-летнего забвения вечер, посвященный Ахматовой. Роль лечащего врача Анны Андреевны досталась еще одному знаменитому петербургскому артисту, актеру БДТ им. Г.А. Товстоногова Георгию Штилю.

из первых уст

Дмитрий Томашпольский:

- Это лучшая премьера в моей жизни. Я о таком и не мечтал. Первый показ был устроен в Фонтанном доме, где когда-то жила великая поэтесса. Здесь, в музее Анны Ахматовой, все начиналось, здесь проходила часть съемок.

Этот фильм - петербургский во всех смыслах, хотя снят он по заказу правительства Москвы. Вся съемочная группа и артисты в том числе - петербуржцы. Только я один - отщепенец (киевский режиссер, живущий в Москве). Все как на подбор - люди удивительно талантливые, интеллигентные, истинные петербуржцы. Честно говоря, даже не представляю, как такой фильм можно было сделать вне Питера.

Светлана Крючкова:

- В процессе работы происходит то самое погружение, которому нас учили наши великие учителя. Конечно, я открыла много нового для себя. Например, то, что Ахматова была хулиганкой, озорницей, и за ее философской, спокойной маской скрывался мощный темперамент. Ахматова - океан, в нем можно бесконечно что-то искать. Кажущиеся спокойствие и безбрежность не означают, что там тишина и покой. Там, к примеру, тайна и загадка.

Я сама не из таких,
Кто чужим подвластен чарам,
Я сама... Но, впрочем, даром
Тайн не выдаю своих.

Тайна есть и в фильме. Как ни приближайся к ней, все равно какая-то ее часть остается, никуда не деться.

Тут много мистики. Родилась Ахматова 23 июня, я - 22 июня. Она жила на Фонтанке, и я живу на Фонтанке. Когда мы начали работать над фильмом, мне приснился необычный сон - про Юру Векслера (бывший муж Крючковой, известный оператор, умер в 1991 году. - С.М.), он словно бы пришел и попросил его накормить. В тот момент я не знала, что такой же сон снился Ахматовой о Гумилеве. У Анны Андреевны есть строки:

Двадцать первое. Ночь. Понедельник.
Очертанья столицы во мгле.
Сочинил же какой-то бездельник,
Что бывает любовь на земле.

Именно 21-го, в понедельник, в Царском Селе у нас был последний съемочный день. Не специально, просто совпало.

И еще. Два года назад режиссер Андрей Хржановский, снимая фильм "Полторы комнаты" о Бродском, пригласил меня сыграть Ахматову. Если два человека сошлись во мнениях, значит, в этом что-то есть.

Петр Вельяминов:

- Фильм с тайной. Сценарий уникальный, тоже с тайной. Я испытывал волнение, соприкасаясь с материалом, рядом со мной работала Светлана Крючкова. Во мне до сих пор живет светлое ощущение какого-то удивительного эпизода в моей кинематографической жизни.