Но эта поговорка как нельзя лучше дает ответ некоторым аналитикам, которые предполагали: на международной конференции по ближневосточному урегулированию в Аннаполисе все же будет объявлено о создании Палестинского государства. Разумеется, тема появления самостоятельной и независимой Палестины витала в воздухе. Но жесткая, объявленная заранее позиция премьера Израиля Эхуда Ольмерта - создание для палестинцев собственной страны не раньше 2009 года - не позволяла участникам конференции рассчитывать на чудо. Тем не менее глава внешнеполитического ведомства США Кондолиза Райс, как и положено "хозяйке" встречи, предлагала ее участникам замахнуться на большее: "Если до сих пор мы все так много прилагали усилий во время переговоров по мелким вопросам, то почему бы теперь не сфокусироваться на решении действительно больших проблем?".
Ситуация с ближневосточным урегулированием, или БВУ, как это сокращенно значилось в программе прилетевшего в Аннаполис министра иностранных дел России Сергея Лаврова, выглядит куда более запутанной, чем любая самая закрученная детективная история. В БВУ есть свои герои и антигерои, злодеи и рыцари, посредники и провокаторы. Перечислять позиции сторон и множество сопутствующих факторов, мешающих или благоприятных для заключения на данный момент "продвинутого" соглашения между палестинцами и израильтянами, занятие неблагодарное, требующее немало времени.
Если быть кратким, то аналитики называют как минимум пять спорных вопросов, которые обсудит президент США Джордж Буш с ближневосточными "визави" - премьером Израиля Эхудом Ольмертом и главой Палестины Махмудом Аббасом. С ними американский лидер во время конференции будет в основном беседовать один на один - с небольшими перерывами на расширенные пленарные заседания. Запланирована встреча ближневосточного квартета "Россия, США, Евросоюз, ООН". Остальные делегации, которые съехались в Аннаполис, похоже, будут играть роль заинтересованной массовки: когда надо - аплодировать, когда надо - оказывать психологическое давление на несговорчивых главных героев.
Готовясь к конференции, Израиль и Палестина уже провели предварительные переговоры. Но обе стороны действовали в основном по принципу - до встречи с Бушем ни шагу назад. Тем не менее премьер Эхуд Ольмерт якобы перед Аннаполисом обещал прекратить сооружение на Западном берегу реки Иордан новых еврейских поселений и снести старые, незаконно построенные. И в качестве жеста доброй воли выпустил из тюрем около 500 палестинских заключенных, не причастных к убийствам израильтян. Однако наотрез отказался объявить о создании Палестинского государства в течение ближайших восьми месяцев, до завершения срока полномочий действующего президента США.
В свою очередь попытка Тель-Авива внести в итоговые документы конференции в Аннаполисе призыв к борьбе с палестинскими террористами вызвал негодование в администрации Махмуда Аббаса, где согласились для обозначения действий смертников использовать только термин "экстремизм". Но окончательно нашла коса на камень при обсуждении вопросов об официальном признании Израиля родиной евреев и возвращении этой страны к границам 1967 года.
Как всегда, мероприятия, подобные конференции по Ближнему Востоку, проходят за закрытыми дверями с минимумом пресс-релизов и открытых брифингов. Политическая кухня такого рода встреч слишком деликатная, чтобы демонстрировать ее публике. А утечки, если и случаются, то носят запланированный характер.
Вокруг Аннаполиса с самого начала плелось множество интриг. Лига Арабских государств поставила условием своего приезда на международную конференцию обсуждение вопроса о возвращении Дамаску захваченных Тель-Авивом Голанских высот. В итоге госдепартамент США дал понять: регламент встречи позволяет любому из его участников поднять волнующий его вопрос. Саудовская Аравия добивалась замены разработанной четверкой ближневосточных посредников "дорожной карты" на схему урегулирования, подготовленную Эр-Риядом: так сказать "Саудовскую инициативу". Даже Иран, который не пригласили в Аннаполис, накануне встречи отметился собственным мирным планом. Он предложил вернуть в Израиль всех палестинских беженцев, после чего провести среди жителей этой страны референдум - в каком государстве те хотели бы жить.
Перед началом конференции появилась информация о намеченных на декабрь консультациях по серийско-израильскому урегулированию, которые якобы пройдут в Москве. А также ссылка на достигнутые договоренности с Вашингтоном о продолжении в будущем диалога по ближневосточным проблемам в российской столице. Посол Израиля в России Анна Азари не подтвердила эту информацию. "Мы не рассматриваем конференцию в Аннаполисе как подготовку к чему-то другому", - заявила она.
Вместе с тем логика ближневосточного урегулирования позволяет сделать вывод о возможности московской встречи. За последний месяц заместитель министра иностранных дел России Александр Салтанов дважды совершил "объезд" ближневосточных столиц. А в ноябре по указанию президента Владимира Путина на Ближнем Востоке побывал академик Евгений Примаков. Он встретился с руководителями практически всех государств, вовлеченных в конфликт.
В понедельник в Аннаполисе глава МИДа Сергей Лавров провел две встречи - короткую с министром обороны Израиля Эхудом Бараком и более длительную - в течение часа в формате "один на один" с госсекретарем США Кондолизой Райс.
Официально же конференция по Ближнему Востоку в Аннаполисе открылась в понедельник рабочим ужином в честь руководителей делегаций, приехавших в Америку. Французские журналисты назвали это мероприятие гала-ужином - не каждый день за одним столом собираются представители 49 стран и международных организаций. Всего через два дня станет понятным, сумеет ли такой "Ноев ковчег" сдвинуть проблему ближневосточного урегулирования с мертвой точки. Однако уже известно, что на 17 декабря запланирована встреча ближневосточных доноров в Париже с участием восьмидесяти стран и организаций. На ней речь пойдет о реализации договоренностей, которые будут достигнуты между Израилем и Палестиной на переговорах в США.