Евгений Ясин: Учиться придется всю жизнь

В ближайшие годы России предстоит совершить большой рывок к "экономике знаний". И это будет совсем другое общество. Таков прогноз минэкономразвития, который недавно озвучило министерство, представляя проект концепции социально-экономического развития страны до 2020 года.

По всей видимости, стране понадобятся и другие экономисты. Какие? Об этом корреспондент "РГ" беседует с Евгением Ясиным, научным руководителем Государственного университета - Высшая школа экономики.

Евгений Ясин: В аграрном обществе главным ресурсом была земля, в индустриальном - машины, оборудование. Сегодня мы вступаем в постиндустриальную эпоху, когда именно знания становятся базовым ресурсом, в том числе и экономические, необходимые для профессионального управления предприятиями, экономикой, государством, для международного сотрудничества. Но не менее важны технические и фундаментальные знания по естественным наукам. Кроме того, для "экономики знаний" потребуется определенный уровень грамотности всех граждан, понимание каждым, что такое экономика, какие факторы в ней важны.

Таким образом, конкурентоспособными в новом обществе будут те страны, которые обеспечат наибольшее распространение знаний. А для этого надо иметь и демократичную систему образования, доступную для всех и каждого, и возможность отбирать, учить наиболее одаренных людей, которые, благодаря своим способностям, будут приносить стране новые знания. Поэтому мы всегда выступали за единый государственный экзамен, за бесплатное образование для способных людей, за подушевое финансирование вузов. Это открывает путь к образованию как можно большему числу граждан.

Российская газета: С талантами все ясно: это штучный "товар". Остальным-то чему и как надо учиться?

Ясин: Учиться придется всю жизнь. Надо уметь быстро усваивать новую информацию, овладевать новыми компетенциями, переключаясь от одной области занятий к другой. Все эти навыки должно дать людям высшее образование. Именно такую задачу мы определили и для Высшей школы экономики пятнадцать лет назад, когда набирали первых студентов. До вершин мы еще не добрались, хотя работа проделана большая. Все упирается и в финансирование, и в материальную базу, и в готовность общества принять необходимость получения системных знаний на уровне мировых стандартов. Да, у нас есть отечественная школа. И надо использовать все то хорошее, что в ней создано. Но в то же время мы должны соответствовать международным стандартам, чтобы быть лучшими.

РГ: И все-таки число бюджетных мест в вузах сокращается. Какой процент они составляют в Высшей школе экономики?

Ясин: Половину. И требования ко всем одинаковые. В числе тех, кого мы отчисляем, а это довольно высокий процент, больше тех, кто платит за учебу.

РГ: Евгений Григорьевич, есть расхожая фраза: "забудьте, чему вас учили в институте". Дескать, в вузе не дают практических знаний.

Ясин: Это смотря какие практические знания иметь в виду. Есть вещи, которым мы не хотим учить, например, как уходить от налогов. Но о том, что такие варианты возможны и к чему могут привести "игры с законом", мы студентов предупреждаем. Главная задача - обеспечить будущих специалистов широкими фундаментальными знаниями и привить им восприимчивость к дальнейшему обучению. Тогда человек справится с любой задачей - и в бизнесе, и в госуправлении, и в науке.

Что касается конкуренции, то, по-моему, у студентов сейчас есть желание добиться успеха. Они даже порой излишне нацелены на стремление иметь большой доход и доступ ко всем благам. А моя главная забота - заинтересовать их в фундаментальной науке, чтобы они посвятили себя кропотливому исследовательскому труду. Вот с этим проблема. Потому что на этом пути много не заработаешь, и мало кто посчитает это личным успехом. Разве только тогда, когда Нобелевскую премию получит. Но это сколько ждать надо.