Впервые НАТО планирует арендовать у гражданских российских авиакомпаний вертолеты вместе с экипажами для использования в Афганистане.
Военный комитет Североатлантического блока дал рекомендации по аренде 20 вертолетов Ми-17, являющихся экспортным вариантом Ми-8, и нескольких тяжелых машин Ми-26. Все страны альянса уже одобрили необычную идею.
Разработанные еще в советские времена "вертушки" предполагается применять для тылового обеспечения военного контингента в Афганистане. Предложение об аренде может быть адресовано и украинским авиакомпаниям.
Речь не идет о боевом использовании наших вертолетов, которые, кстати, легко трансформируются в военные машины.
Размещаться они будут на американской авиабазе в Кандагаре. По некоторым данным, российские владельцы вертолетов хотят получать 100 тысяч долларов за неделю эксплуатации одного Ми17. Эта цена значительно превышает ту стоимость, которая заложена в сметах НАТО. Для оплаты годовой аренды всех 20 "вертушек" предусмотрены 100 миллионов долларов, не считая выплат экипажам. Несмотря на явный денежный перерасход, страны альянса скорее всего согласятся на условия наших авиакомпаний. Ведь в Афганистане они все чаще теряют свои дорогостоящие машины вместе с экипажами.
За год там были повреждены или сбиты 37 натовских самолетов и вертолетов. Только американские ВВС потеряли шесть самолетов, включая такие дорогостоящие, как сверхзвуковой стратегический бомбардировщик В-1, два дальних перехватчика корабельного базирования F-14 и новейший межконтинентальный беспилотник Global Hawk стоимостью около 10 миллионов долларов.
А к этому добавляются еще и ощутимые потери в Ираке - 75 сбитых самолетов и вертолетов.
Многие военные аналитики отмечают, что у войск коалиции в Афганистане возникли серьезные проблемы с применением боевой и транспортной авиации в условиях горного рельефа. Большинство вертолетов повреждено в результате жестких посадок и неудачных попыток взлета в условиях разряженной высокогорной атмосферы и низких температур. Малопригодными оказались вертолеты "Черный ястреб", составляющие основу американского легкого военно-транспортного парка. Они используются для доставки грузов, поисково-спасательных работ, разведки и спецопераций. Из-за проблем с "ястребами" американцы были вынуждены более интенсивно использовать тяжелые транспортные вертолеты типа "Чинук". Этим старожилам авиации, которые эксплуатируются в войсках свыше сорока лет, замены до сих пор нет.
Все это вынуждает США использовать более надежные и дешевые российские вертолеты, успешно проверенные в условиях афганского высокогорья. В свое время ЦРУ закупило у бывших соцстран несколько военно-транспортных Ми-8 и сейчас применяет их при проведении спецопераций. А приобретенный Пентагоном сверхтяжелый транспортный Ми26 перевозит поврежденные американские вертолеты.
Появятся ли наши авиаотряды в Афганистане? Американские военные аналитики считают, что местные моджахеды, для которых Соединенные Штаты, а не Россия, теперь являются главным врагом, не станут сбивать российские вертолеты. Ведь наша страна не участвует в боевых действиях. И в Афганистане к русским до сих пор относятся с глубоким уважением. Появление же в афганском небе наших вертолетчиков, считают в НАТО, снизит потери войск коалиции.
Однако даже если российские авиакомпании ответят положительно на беспрецедентное предложение, это вряд ли облегчит жизнь коалиционным войскам в Афганистане. В последнем докладе авторитетного международного аналитического центра Совет Сенсис, специализирующегося на афганских проблемах, говорится, что конфликт в этой стране достиг "масштабов настоящего кризиса".