Грядущая выборная кампания в высших эшелонах власти подведет черту под существенным этапом развития страны. Семь последних лет были не только временем экономического подъема, роста зарплат и благоприятной нефтяной конъюнктуры. Этот период отмечен также активными усилиями государства по корректировке дотоле сложившейся стратегии, включая упорядочение взаимоотношений федеральных властей с регионами и бизнесом под лозунгами укрепления "вертикали власти" и построения "диктатуры закона".
Это взгляд "сверху", а как все происходящее видится "снизу"? Чего реально удалось достичь?
В основе нашего анализа - материалы двух больших обследований, проведенных Левада-Центром осенью 2000-го и весной 2007 года в восьми регионах европейской части страны. В каждом из них приняли участие по 500 респондентов - руководителей предприятий и организаций всех отраслей экономики, за исключением сельского хозяйства и сферы социальных услуг. В обследовании преимущественно участвовали средние по размеру компании. Среди промышленных фирм половина имела до 200 работников, и еще 18 процентов насчитывали от 200 до 500 занятых. Так что коллективный портрет участников опроса, как нам кажется, можно до определенной степени считать типичным.
Среда обитания
Сразу отметим одну деталь: по сравнению с 2000 годом сократилось число фирм, затруднившихся с ответом на вопросы нашей анкеты. Если учесть, что сами респонденты указали на возросшую стабильность законодательства, то, на наш взгляд, можно говорить о формировании более устойчивых, чем прежде, "правил игры".
Помимо этого, по сравнению с 2000 годом видны ощутимые улучшения еще по двум параметрам: ставкам налогов и доступе к кредитам, что чрезвычайно важно для всех видов и родов бизнеса. Кроме того, чуть реже, отмечают респонденты, государство стало вмешиваться в деятельность предприятий.
Внешне противоречива ситуация с конкуренцией. Хотя предприятия называют высокую конкуренцию одним из заметных препятствий для развития бизнеса, число фирм, которые практически не испытывают ее, не изменилось. В 2007-м их доля составила 7,5 процента при 2,8 затруднившихся с ответом против 9,5 процента в 2000 году (вариант "затрудняюсь с ответом" в анкете этого года отсутствовал). При этом около 30 процентов респондентов сталкиваются лишь со слабой конкуренцией.
О половинчатых результатах, достигнутых властями в борьбе за легализацию бизнеса, говорят оценки доли теневого оборота, который в 2000 году составлял как в промышленности, так и в сфере услуг 24 процента. В 2007-м, по мнению респондентов, неучтенный оборот остался на том же уровне в секторе услуг и немного, до 19 процентов, сократился в промышленности. При этом в обоих секторах улучшились оценки небольших предприятий (до 200 и 201-500 занятых в промышленности и до 50 - в секторе услуг) и, напротив, ухудшились оценки крупных компаний.
И все же высокие ставки налогов остаются на первом месте в общем рейтинге препятствий для развития бизнеса. Но в промышленности фактически такую же значимость ныне приобрел дефицит квалифицированных рабочих(без учета мелких предприятий с численностью до 200 работников этот фактор вышел даже на первое место). На третьем месте в "черном списке" - давление естественных монополий. В сфере услуг 2-3 места делят "сильная конкуренция" и "частые изменения в законодательстве и нормативных актах".
На фоне происходящего ужесточения условий ведения бизнеса нетривиальными выглядят данные об уровне доверия к контрагентам по бизнесу. Так, вопреки устойчивым представлениям, уже в 2000-м году свыше 70 процентов наших респондентов были склонны доверять другим предпринимателям из своего города по части исполнения своих обязательств перед партнерами по бизнесу.
К 2007 году здесь произошли дальнейшие подвижки. В промышленности 90 процентов респондентов, отвечая на вопрос о доверии, выбрали варианты "да, можно доверять" или "скорее можно доверять". В секторе услуг подобные ответы дали 82 процента опрошенных.
Государство глазами предпринимателей
Из результатов опроса видно, что общая оценка деятельности региональных органов власти (по пятибалльной шкале - от "очень плохо" до "очень хорошо") за семь лет практически не изменилась и остается чуть ниже отметки "удовлетворительно". При этом заметно повысились оценки региональных органов власти (губернатор, областная Дума и обладминистрация) и понизились оценки деятельности местных властей (мэр и его администрация, а также городская Дума). Положительные балансовые оценки в 2007-м были характерны для правоохранительных органов (арбитражный суд, суды общей юрисдикции, прокуратура), за исключением милиции, для которой баланс позитивных и негативных оценок остался заметно ниже нуля. В целом, если в 2000 году респонденты наиболее высоко оценивали деятельность налоговой инспекции, мэра и городской администрации, то в 2007-м в тройке лидеров оказались налоговая инспекция, арбитражный суд и губернатор.
В дополнение к общим вопросам респондентов попросили также оценить по шести параметрам деятельность представителей трех органов власти, с которыми фирмам чаще всего приходится иметь дело. В таком качестве рассматривались региональные чиновники, милиция и арбитражный суд. Респондентов просили сказать, в какой мере всем этим органам свойственны объективность, профессионализм, отсутствие коррупции, оперативность, доступность и независимость в принятии решений. В 2000 году деятельность чиновников и милиции воспринималась респондентами негативно, при этом фирмы из сектора услуг давали более низкие оценки. В 2007 году отношение к милиции практически не изменилось, а мнение респондентов о региональных и местных чиновниках заметно ухудшилось. Напротив, арбитражный суд уже в 2000-м оценивался скорее позитивно, а в 2007 году эти оценки несколько улучшились, правда, исключительно за счет промышленных предприятий.
Таким образом, по оценкам респондентов, на сегодняшний день арбитражный суд один из наиболее "продвинутых" государственных институтов. Вместе с тем, как показали результаты обоих опросов, эффективность судебной защиты зависит не в последнюю очередь от того, кто является вашим оппонентом в суде. По мнению респондентов, наименее вероятно отстоять свои интересы в споре с федеральными органами власти (на это рассчитывают лишь 38 процентов респондентов в промышленности и 41 процент в секторе услуг). Напротив, вероятность выиграть в споре с другими частными предприятиями оценивается как весьма высокая, сомневаются в этом лишь 6 процентов опрошенных. При этом в обоих секторах большая уверенность в своих силах в спорах как с частными контрагентами, так и с госорганами характерна для крупных предприятий.
Но даже если фирма выиграла дело в суде против государства, вероятность исполнения такого судебного решения также существенно ниже, чем в случае, когда ответчиком выступают частные контрагенты. Правда, в 2007 году здесь произошло некоторое улучшение. В частности, 38,5 процента фирм полагают, что смогут добиться исполнения решения, вынесенного в их пользу в споре с федеральными органами, и 44 процента - в споре с региональными властями (против лишь 28 процентов в 2000 году).
Лоббирование, цены, господдержка
Интересно, что ко времени нашего второго обследования снизилась доля компаний, практикующих лоббирование с целью отстоять интересы бизнеса. Так, в 2007-м по сравнению с 2000 годом с 40 процентов до 29 сократилась доля компаний, которые пытаются влиять на содержание законов и нормативных актов. На всех уровнях власти среди таких компаний явно преобладают крупные фирмы.
Куда меньше стало вмешиваться государство в регулирование цен. В промышленности доля предприятий, на цены которых государство пыталось оказывать какое-либо влияние, в 2007-м в среднем составляла для разных уровней госуправления 19-21 процент против 27-29 процентов в секторе услуг. При этом во всех случаях более активному регулированию подвергались крупные предприятия. Например, в промышленности федеральные органы оказывали влияние на цены 40 процентов предприятий с числом работников 1000 и более человек, а в группе мелких и средних предприятий (до 200 и 201-500 работников) с таким влиянием сталкивались соответственно 12 и 13 процентов фирм-респондентов.
В 2000 году наибольшую активность здесь проявляли региональные власти: в той или иной степени они влияли на цены 42 процентов промышленных фирм и 57 процентов компаний в сфере услуг. В 2007 году соответствующие цифры сократились до 21 и 29 процентов. В целом, по-видимому, можно говорить о своего рода симметричном движении: при сокращении масштабов влияния предприятий на принимаемые законы и нормативные акты сузилась сфера прямого регулирования государством деятельности частных фирм.
Сократилась и поддержка предприятий властями. Если в 2000 году в промышленности 26 процентов фирм получали поддержку на региональном уровне и 30 на местном, то в 2007-м эти показатели снизились до 20 и 18 процентов.
Причем региональные власти чаще оказывают поддержку средним промышленным предприятиям, а муниципальные - крупным. В секторе услуг рассчитывать на что-то могут только самые крупные компании.
Примечательно, что при общих невысоких оценках эффективности региональной промышленной политики сами компании более важными считают не финансовые, а организационные меры поддержки. В числе наиболее востребованных среди них - "помощь в подготовке и сопровождении инвестиционных проектов", а также "содействие в выделении земельных участков, подключении к инженерной инфраструктуре" (последнее более актуально для фирм из сектора услуг). На региональном уровне среди промышленных предприятий чаще всего упоминалось "содействие в контактах с федеральными ведомствами" (практически каждое второе предприятие из тех, что получали организационную поддержку). Производственники также говорили о содействии в контактах с российскими предприятиями-партнерами, с российскими банками и финансовыми институтами и о помощи в поисках российских инвесторов. Однако такую поддержку в контактах с иностранными партнерами и инвесторами получало крайне ограниченное число предприятий.
Инвесторов больше боятся
Подытоживая, отметим, что наши микроэкономические данные в целом согласуются с цифрами и тенденциями официальной статистики. У большинства фирм-респондентов заметно выросли объемы реализации. Компании активно осуществляют модернизацию производства и управления, включая приобретение нового оборудования (около 80 процентов респондентов), освоение новой продукции и новых видов деятельности (76), повышение квалификации работников (79 процентов), проведение сертификации по ISO-9001 (29 процентов).
Вместе с тем наш опрос свидетельствует об относительной замкнутости большинства предприятий на свои региональные рынки. Только 17 процентов промышленных фирм в нашей выборке испытывают сильную конкуренцию производителей из дальнего зарубежья. Очень низкой остается доля компаний с иностранным участием. При этом складывается впечатление, что как фирмы, так и региональные и местные власти мало заинтересованы во внешних инвесторах - иностранных либо российских.
Результаты опроса действительно позволяют говорить о формировании устойчивых "правил игры", однако в значительной степени эти правила неформальные. В пользу такого вывода, в частности, свидетельствует, существенная доля неучтенного оборота (свыше 20 процентов) при высоком уровне доверия представителей бизнеса к другим предпринимателям из своего региона, которое может создавать барьеры для входа "чужих" фирм на региональный рынок. Одновременно, несмотря на ухудшение ситуации с коррупцией, последняя отнюдь не лидирует в списке проблем, стоящих перед бизнесом (в промышленности - 9-е место из 13, в секторе услуг - 5-е), но остается значимой проблемой для мелких фирм и новых игроков, не встроенных в доверительные отношения в рамках сложившихся деловых сетей.
Таким образом ключевым для политики остается вопрос: как обеспечить условия для модернизации экономики на фоне возрастающей глобальной конкуренции?
В принципе неформальные деловые сети - это тоже защитный механизм от конкуренции. Но надо давать себе отчет, что модернизация при этом будет идти преимущественно с опорой на собственные силы и с настороженным отношением к любым внешним инвесторам - как из-за рубежа, так и из соседнего региона.
В итоге местные производители с неизбежностью смены времен года по темпам развития все больше будут отставать от компаний, не огороженных от мира районным забором.