В следующем учебном году в Ростовской области не должно остаться ни одного необучаемого по социально обусловленным причинам ребенка школьного возраста. Такую задачу поставила администрация области на заседании комиссии по делам несовершеннолетних.
С учетом того, какая работа была проведена за десять последних лет, эта задача имеет все шансы быть решенной. Наиболее остро вопрос стоял в девяностые годы, когда количество беспризорников, не знающих, что такое школьный звонок, стало сопоставимо с послевоенными 1920-ми годами. В 1998 году постановлением администрации области № 283 было введено положение о социально-педагогическом мониторинге для анализа и принятия скорейших мер по ликвидации детской безграмотности. Было решено, что проблемой вплотную займутся специалисты сразу четырех ведомств: педагоги, сотрудники органов внутренних дел, местного самоуправления и учреждений здравоохранения.
За это время удалось уменьшить количество детей, которые не посещают образовательные учреждения по неуважительным причинам, с 3480 до 156 человек.
Удалось значительно снизить число детей, которые не обучаются из-за неподготовленности к школе или языковых проблем. Таковых особенно много было в связи с наплывом мигрантов и вынужденных переселенцев. Они были сконцентрированы в отдельных, чаще восточных районах области.
Сейчас детей с языковыми проблемами, не дошедших до школы, - в основном из семей турков-месхетинцев или цыган - в Мартыновском, Волгодонском районах осталось 29 человек. Для педагогов были организованы курсы по подготовке детей к школе, выдавались специальные учебники.
И осталась небольшая категория малышей, которые не могут уроки школу по медицинским показаниям. Сейчас они имеют возможность получать надомное обучение. Учителя заинтересованы в этом, так как получают вознаграждение.
Зато число детей, которые не смогли пойти в школу, потому что им нечего надеть или нет денег приобрети портфель к новому учебному году, канцелярские принадлежности, в этом году практически сведено к нулю.
- С введением социально-педагогического мониторинга при муниципальных образованиях каждый год в период подготовки к новому учебному году заседали комиссии по делам несовершеннолетних, - говорит главный специалист министерства общего и профессионального образования Ростовской области Наталья Акимова. - Заранее составлялись списки всех детей, информация о детях, которые должны прийти в школу. Уже в апреле известно, какие первоклассники ожидаются на следующий год. В октябре проверяли, кто сидит за партой. В августе по этой информации проводится подворный обход, устанавливается, в каких семьях существуют проблемы по сбору детей в школу. Глава администрации муниципального образования выделял конкретной семье деньги для того, чтобы снарядить ребенка в школу. А затем комиссия получала отчет, на что деньги потрачены, ходит ли ребенок в школу.
В двух районах области даже организовали фонд всеобуча из средств, привлеченных пожертвователями, предпринимателями. Позже надобность в нем отпала. Так что сейчас в области нет ребенка, которому не в чем идти в школу, - заверяют в министерстве образования.
- Самой большой и тяжелой категорией были и остаются дети, не обучающиеся по социально обусловленным причинам, то есть те, которые растут в семьях асоциального типа, - рассказывает Наталья Акимова.
К сожалению, таких семей не становится меньше. Мало того, категория детей из неблагополучных семей достаточно размытая. Скажем, 1 октября ребенок не ходит в школу, в течение месяца его возвращают в школу, он начинает учиться, но потом перестает ходить в школу другой ребенок.
Сегодня асоциальным семьям уделяется самое пристальное внимание. Причем ответственность, если ребенок не посещает школу, согласно Кодексу об административных правонарушениях, а также Семейному кодексу, несут родители.
Случаев привлечения нерадивых отцов и матерей к ответственности, по информации районных комиссий по делам несовершеннолетних, масса. Другой вопрос, насколько протокол с последующим предупреждением или штрафом - действенная мера. Если семья социально неблагополучная, то штраф в 500 рублей так и остается на бумаге. А если и выплачивается, то ясно, по кому это бьет в первую очередь.
Основная нагрузка ложится на школу и классного руководителя, которые должны проводить работу по убеждению, воспитанию и ребенка, и его родителей. После того как год назад в крупных общеобразовательных школах ввели ставки работников отделов внутренних дел по работе с несовершеннолетними, ожидается, что часть проблем возьмут на себя они, но пока рано говорить о каких-то ощутимых результатах.