Жители Сочи узнали, как они будут передвигаться по курорту в связи с Олимпиадой

Общественная палата Сочи совместно с руководителями организаций, обеспечивающих морское, железнодорожное и автомобильное сообщение на главном российском курорте, провела слушания, на которых население города смогло получить исчерпывающую информацию о положении дел и перспективах транспортной отрасли будущей олимпийской столицы.

Морская реконструкция

К 2014 году количество пассажиров, прибывающих в Сочи морским транспортом, будет доведено до 600-700 тысяч человек, а к 2020 году - до миллиона.

- Это станет возможным благодаря рассчитанной на пять лет программе реконструкции, на которую будет израсходовано шесть миллиардов 83 миллиона рублей, - говорит капитан Сочинского морского порта Владимир Деркунов. - Площадь акватории порта увеличится более чем в три раза и будет доведена до 65 гектаров.

О том, какой объем работ предстоит выполнить, можно судить по нынешним показателям работы порта. За десять месяцев он принял 177 тысяч пассажиров и 414 тысяч тонн грузов, до конца года эти цифры вырастут соответственно до 190 тысяч и полумиллиона.

Уже в наступающем году начнутся проектно-изыскательские работы, а само строительство продлится с 2009 по 2013 год. За это время с территории порта будут "эвакуированы" грузовые терминалы, построены два причала для местных каботажных линий, новый оградительный мол длиной 1830 метров, 700-метровый причал для круизных теплоходов и стоянка для 350 яхт. Порт сможет принимать суда с большой осадкой и длиной более 300 метров. Кстати, сегодня сюда могут заходить корабли длиной не более 190 метров и шестиметровой осадкой. Правда, в нынешнем году "завели" 250-метровое судно, но пока лишь в качестве эксперимента.

Перед проектировщиками грузовых терминалов, которые будут построены в южной части города, поближе к олимпийским объектам, поставлена задача - не вторгаться в пляжную зону. Практически весь сектор по обработке грузов будет размещен в глубине суши.

Конечно, общественность больше интересовали не круизные маршруты, а возможность использовать морской транспорт для разгрузки пассажиропотока в городе, особенно в летний период.

Как сообщил Деркунов, в администрацию города направлено предложение о создании в Сочи собственной судоходной компании, которая займется в том числе и местными перевозками. Все 14 причалов, обслуживавших в прошлом каботажные линии, должны быть восстановлены к 2013 году.

Стучат колеса где-то

Немало сочинцев и отдыхающих, чтобы не стоять в автомобильных пробках, для передвижения по курорту выбирают железную дорогу. Но летом и она не в состоянии развезти всех желающих. А что будет при наплыве гостей Олимпиады?

Хотя, как уверяют железнодорожники, жалоб на их работу в "летней столице" практически нет, нынешнее состояние пригородного рельсового транспорта все же далеко от олимпийских стандартов.

- Около 70 процентов вагонов электричек отслужили по 40 лет, - признает заместитель начальника Краснодарского регионального отделения Северо-Кавказской железной дороги Георгий Ховяков. - К сожалению, пригородное сообщение остается убыточным. Чтобы как-то повлиять на ситуацию, совместно с администрацией края была учреждена пригородная железнодорожная компания.

В ближайшие годы, как обещают путейцы, будут запущены в эксплуатацию 12-вагонные электропоезда повышенной комфортности. Но для того, чтобы они могли ходить, нужно прежде провести реконструкцию 48 пассажирских платформ.

Кстати, сейчас на местных маршрутах из Сочи до Краснодара, Туапсе и Майкопа работает 11 пар пригородных поездов. Всего же по однопутному 30-километровому участку Сочи - Туапсе вместе с поездами дальнего следования в сутки проходит до 54 пассажирских составов. Нагрузка на этот участок уже достигла 120 процентов. А ведь надо еще перевозить грузы для олимпийского строительства - не менее 10 миллионов тонн в год. Это значит, что надо прибавить еще минимум десяток грузовых эшелонов в сутки. Как избежать коллапса на железной дороге?

Ответ лежит на поверхности: строить вторые пути. Пока это предложение упирается в проблему свободных земель. Железнодорожникам просто некуда расширяться: мешают постройки, в основном возведенные за последние 10 - 15 лет. Да и соседствующие с железной дорогой предприятия, в том числе и санаторно-курортные, не желают терять даже часть своих территорий. Решение проблемы видится в строительстве тоннелей, во всяком случае, так будет меньше столкновений с собственниками. А в Адлере построят отдельный терминал - специально для олимпийских грузов.

Общественные эксперты посоветовали железнодорожникам рассмотреть вопрос об увеличении количества электричек: в Сочи они ходят нечасто, а на курортах Кавказских Минеральных Вод - каждые 10 - 15 минут.

А оправдания путейцев, что эксперимент с включением в составы поездов дальнего следования вагонов для местных перевозок проваливается, сочли неубедительными. Общественники доказывали, что их низкая загрузка объясняется отсутствием рекламы, саботажем кассиров, а также нежеланием начальников поездов брать на "буксир" пригородные вагоны. Выступающие намекали, что железная дорога просто отлынивает от выполнения этого социального заказа.

Езжайте автобусом

Потоптаться на самой больной теме - пассажирским перевозкам по сочинским улицам - за эти годы успели и журналисты, и эксперты в области транспорта, и высокопоставленные чиновники. Сколько экспериментов здесь провели, а положение лучше не стало.

Только что в городе провели конкурс на транспортное обслуживание населения. Его выиграли 15 предприятий-перевозчиков. Общий их автопарк составляет 1300 "газелей" и 140 автобусов. По ситуации на остановках видно, что этой армии на колесах катастрофически не хватает. К тому же транспорт в Сочи, как выражаются местные острословы, "ходит не по расписанию, а по понятиям". По "традиции", заимствованной вместе с водителями в соседних закавказских государствах, маршрутки обслуживают в основном конечные остановки. Для города, который претендует на статус мирового курорта и олимпийской столицы, такой "график движения" неприемлем.

- Нам придется возрождать общественный транспорт в городе, - заявил на слушаниях начальник управления транспорта и связи администрации Сочи Дмитрий Носков. - В течение десяти лет не было закупок автобусов по муниципальным заказам, теперь они пойдут интенсивно. Только в 2008 году мы приобретем 169 автобусов, 110 новых автобусов выйдут на линии уже в феврале. А до конца первого полугодия будет внедрена система безналичной оплаты проезда.

В обозримом будущем в Сочи появится также единая диспетчерская служба, поддерживаемая спутниковыми системами наблюдения и связи и единая ремонтно-сервисная база общественного транспорта.

Что касается работы такси, которая давно уже вызывает законное возмущение и местных жителей, и гостей, то тут тоже ожидаются радикальные перемены. Уже в январе по новому краевому закону легальные таксомоторы перекрасят в желтый цвет и уберут с них рекламные слоганы. Обязательное требование - установка кассовых аппаратов. Все машины занесут в специальный реестр, по вызовам они должны работать через стол заказов.

К слову, сейчас только четыре из 25 сочинских таксомоторных предприятий отвечают требованиям новых стандартов.

Комментарий

Надежда Козлова, председатель Общественной палаты Сочи:

- Рассмотрев тему "Развитие транспортной инфраструктуры города Сочи", мы разработали проект рекомендаций, которые могут изменить ситуацию. Но прежде они должны пройти согласование с независимыми экспертами, чтобы избежать непродуманных решений.

В частности, мы ставим вопрос об утверждении объемов принимаемых морским портом Сочи продовольственных грузов, поскольку есть проблема с его последующей перевозкой большегрузным транспортом, что создает непростую ситуацию на дорогах в городской черте. Мы предлагаем также усовершенствовать практику прикрепления на маршруте Туапсе - Сочи пригородных вагонов к поездам дальнего следования - как альтернативный способ передвижения в период увеличения пассажиропотока и строительства олимпийских объектов. А заодно - изучить возможность создания муниципального пригородного железнодорожного транспорта и приобретения "рельсовых автобусов".

Что касается автотранспорта, мы поддержали требования населения о восстановлении некоторых маршрутов. Кроме того, предложили рассмотреть возможность развития электрического городского транспорта с использованием электромобилей, троллейбусов и легкого метро, а также транспорта, работающего на водородном топливе.