Износ саратовского электротранспорта достигает 80 процентов

За неполный год объемы перевозок пассажиров электрическим транспортом в Саратове в среднем упали на 10 процентов.

Сам себе конкурент

За девять месяцев 2007 года объем пассажирских перевозок МУПП "Саратовгорэлектротранс" снизился на 9 процентов по трамваям и на 12 процентов - по троллейбусам. Если так пойдет и дальше, через несколько лет троллейбусы и трамваи станут перевозить один воздух.

В МУПП "Саратовгорэлектротранс" столь значительное падение объемов пассажироперевозок объясняют автомобильными пробками. Как сообщил корреспонденту "РГ" заместитель генерального директора предприятия Павел Кузнецов, если еще в 2000 году один троллейбус на маршруте №1 делал 13 рейсов, сейчас по причине заторов - шесть, максимум - семь.

- Но при этом водитель и кондуктор находятся на работе весь день, загружены все службы предприятия, - говорит Кузнецов.

Со своей стороны директор МУ "Транспортное управление" Андрей Иващенко одной из главных причин снижения показателей городского электротранспорта считает высокую степень износа его парка, которая достигает 80 процентов. Разумеется, платежеспособный пассажир предпочитает дребезжащему трамваю более комфортабельный автобус (к тому же передвигающийся несравненно быстрее, когда нет пробок).

Павел Кузнецов признает, что при существующем положении дел на предприятии оно не в состоянии обслуживать горожан только своими силами. Руководство МУПП уже давно просит городскую власть закрыть маршруты некоторых такси, дублирующие трамвай и троллейбус. Предложение это не только не рыночное, но на удивление противоречивое. Как сообщил Андрей Иващенко, в настоящее время МУПП само обслуживает более десятка автобусных маршрутов. Из полутора тысяч автобусных графиков ему было передано (для "подпитки") порядка 130. И на них "Саратовгорэлектротранс" привлекает для работы… тех же частных перевозчиков, с которыми заключает договоры аренды на принадлежащие предприятию маршруты.

- Автобусный маршрут № 77 принадлежит "Саратовгорэлектротрансу", и, получается, предприятие само себе составляет конкуренцию, - говорит   Иващенко.

Пытка трамваем

Если троллейбусам мешают автомобильные пробки, то трамваи от этой напасти избавлены. Наоборот - они в часы пик могли бы выручить горожан, спешащих на работу или домой. Но вот парадокс: именно в критические моменты рабочего дня из центра города на трамвае зачастую уехать невозможно. Например,  в Ленинский район. Ежедневно в 18-19 часов, когда на конечной остановке "тройки" в Мирном переулке собирается огромная толпа, трамваи почему-то один за другим отправляются в депо. В конечном счете люди не выдерживают этой "пытки трамваем" и идут на автобусную остановку.

- У водителей 12-часовой график работы, поскольку на предприятии недокомплект кадров, - пытается объяснить причины такого режимы работы электротранспорта Кузнецов. - На трамвае работать тяжело, на троллейбусе - вообще кошмар… 

- Конечно, и у водителя автобуса очень напряженный график работы: с 6 часов утра до половины двенадцатого ночи. Но зато у него и зарплата достойная: начиная от 20 тысяч рублей и выше, -  в свою очередь отмечает Иващенко.

В "Саратовгорэлектротрансе" заработная плата - максимум 15 тысяч. Кроме того, муниципальное предприятие не может себе позволить обновлять подвижной состав в тех темпах, в каких предприниматели ведут закупку автобусов. Если в текущем году частные предприятия приобрели около 90 новых автобусов, то МУПП - меньше десятка троллейбусов. А новые трамваи вообще не поступали в Саратов уже десять лет!

Аргументы руководителей муниципального транспорта, конечно, имеют под собой основание. Но вот что странно: как для автобусов большой вместимости, так и для троллейбусов и трамваев установлен один тариф - семь рублей за поездку. Однако частный перевозчик находит возможность для достойной оплаты труда водителей и закупки нового подвижного состава, а муниципальный - нет.

Экологически чистое ожидание

Безусловно, один вагон, стоимость которого составляет 7-8 миллионов рублей, для "Саратовгорэлектротранса" слишком дорогое удовольствие. Доходов самого предприятия на обновление парка никогда не хватит. Тем не менее проблему надо как-то решать, ведь в отличие от автобусов, например, два магистральных трамвайных маршрута - № 3 и № 9 - почти целиком проходят по обособленному пути. В наступающую эпоху автомобильных пробок у трамвая появляется очевидное преимущество перед автобусами, игнорировать которое нельзя. 

В МУПП тоже считают, что эти два трамвайных маршрута необходимо реконструировать (среди саратовских чиновников даже витают идеи об их объединении). Правда, по самым скромным подсчетам, реконструкция одной только "тройки" обойдется в полтора миллиарда рублей, которых у города, естественно, нет.

Но складывается впечатление, что суть проблемы - не только в отсутствии денег. Похоже, что сегодня не электрический транспорт существует для горожан, а горожане - для благополучия транспортных чиновников. Аргумент простой: если автобусы № 11 и № 53 один за другим идут до полуночи, то троллейбусов № 5 и № 10 после 19 часов дождаться трудно.

Возможно, проблема еще и в социальных функциях, которые уже полтора десятка лет выполняет "Саратовгорэлектротранс", перевозя пассажиров-льготников, которые за проезд не платят. Между тем компенсацию за них предприятие получает лишь с 2005 года, и то, как заверяют в МУПП, в недостаточных размерах.

Все признают, что будущее за электрическим транспортом, всякий раз вспоминая о том, что он - самый экологически чистый. К сожалению, реальных шагов для его восстановления и развития никто не предпринимает.

Комментарий

Михаил Жмаков, начальник отдела транспорта министерства по развитию транспортного комплекса области:

- Недофинансирование общественного транспорта на протяжении многих лет стало причиной  высокой степени износа подвижного состава муниципального электротранспорта: к 2010 году парк трамваев полностью выработает свой ресурс. Пока у нас не будет долгосрочных программ развития, о каком-либо качественном изменении ситуации на предприятии говорить преждевременно. При участии министерства в 2005 году была разработана концепция реорганизации системы общественного транспорта Саратова, но она муниципалитетом до сих пор не утверждена. Однако на городской электротранспорт начинают обращать внимание, и уже со следующего года в областном бюджете запланированы значительные средства на приобретение нового подвижного состава (правда, только троллейбусов).