В скором времени может кардинально измениться система привлечения трудовых мигрантов, приезжающих в Россию на заработки. Концепцию соответствующего законопроекта разрабатывает по поручению правительства Федеральная миграционная служба.
Сейчас трудовые мигранты из стран СНГ приезжают в Россию практически без каких бы то ни было ограничений. Подходящую работу найти не так сложно. Статистика такова: разрешения на работу в этом году получили 1 миллион 800 тысяч иностранцев, при этом работодатели отчитались о приеме на работу лишь 702 тысяч. Остальные - больше миллиона - как бы "растворились" на просторах нашей необъятной родины.
- Такая стихийная, нерегулируемая ситуация мало кого устраивает, - комментирует заместитель начальника управления внешней трудовой миграции ФМС России Сергей Болдырев. - Местные власти обеспокоены явной "перегрузкой" инфраструктуры, обусловленной слишком большим количеством приезжих, обострением криминогенной обстановки и снижением уровня собираемости налогов. В свою очередь, местные жители страдают от демпинга рынка труда, вызванного сравнительной дешевизной иностранной рабочей силы.
Одним из самых активных критиков существующей системы квотирования давно выступает столичный мэр Юрий Лужков.
Многие из его идей витают в воздухе, и, похоже, часть найдет отражение в концепции нового миграционного закона. Что же именно готовят нам миграционщики? Прежде всего квоты - останутся или нет?
Останутся. Но в первую очередь в качестве социального регулятора. Квотирование необходимо, например, для того, чтобы не перегружать инфраструктуру региона. Оно должно применяться для поддержания определенной пропорции между мигрантами и коренным населением. С помощью квоты можно ставить заслон на "завоз" работников тех профессий, которые в избытке имеются у нас в стране.
Что же касается интересов бизнеса, то действующая система формирования квот давно отстала от современного ритма и мешает бизнесу оперативно утолять кадровый голод. Посему в ФМС убеждены, что предварительную подачу заявок на привлечение гастарбайтеров следует отменить. У работодателей должна иметься возможность получить в требуемый срок работников в необходимом количестве и нужного качества. С другой стороны, необходимо уйти от спонтанного, неорганизованного прибытия в страну трудовых мигрантов. Для этого ФМС предлагает возродить так называемую систему оргнабора.
По действующему законодательству работодатели должны получить "добро" службы занятости населения, только если хотят пригласить на работу жителя дальнего зарубежья, по новым правилам это будет распространяться и на гастарбайтеров из ближнего. Привлечь на работу иностранца можно будет только через государственные или частные лицензированные кадровые агентства.
При этом приоритет должен отдаваться россиянам. С какой бы стороны мигрант ни пришел наниматься на работу, его нельзя будет принять, не согласовав это со службой занятости. В противном случае трудоустройство будет считаться нелегальным и караться по всей строгости закона.
Основная схема набора работников будет выглядеть так: предприятие направляет в лицензированное кадровое агентство заказ на рабочую силу необходимой специальности и квалификации. Оно обращается в государственную службу занятости населения, и, если среди россиян не находится желающих устроиться на предлагаемые должности, работодатель получает разрешение на привлечение иностранцев.
Затем агентство направляет соответствующий "заказ" своим зарубежным партнерам, скажем, в Таджикистан. Там отбирают подходящие кадры и "командируют" их в конкретную фирму. Об отправке работников иностранная фирма-рекрутер обязана уведомить своего российского партнера, а тот - соответствующий территориальный орган ФМС, налоговую службу и службу занятости.
Таким образом, механизм привлечения иностранцев, считают в ФМС, станет более прозрачным.
- Мигрант еще не выехал из своей страны, а мы уже будем знать, куда, к кому и на каких условиях он направляется, - говорит Сергей Болдырев. - Через определенное время к работодателю могут прийти сотрудники контролирующих органов и поинтересоваться, прибыли ли заказанные им гастарбайтеры. Если нет, фирма-рекрутер должна будет уточнить, решили ли они остаться на родине или уже в России изменили маршрут. Эту цепочку будет легче проследить.
Но есть и другая сторона медали - безвизовый въезд граждан стран СНГ отменять не планируют. А это вызывает резонное сомнение в том, что новый закон в корне изменит ситуацию, и работодатели и гастарбайтеры дружно ринутся навстречу друг другу через рекрутинговые фирмы. В ФМС полагают, что приезжать на заработки в Россию по собственной инициативе, без предварительного подбора места работы, как это происходит сегодня, гастарбайтерам станет весьма накладно. Вероятность быстро подыскать подходящее место многократно снизится.
Никто не собирается вводить новые кнуты. Согласно действующему Административному кодексу руководители предприятий, нелегально использующие труд иностранцев, рискуют заплатить штраф до 800 тысяч рублей за одного человека. Только за этот год миграционщики пополнили таким образом госказну на три миллиарда рублей. Есть работодатели, отдавшие более чем по 50 миллионов. А в следующем году штат сотрудников ФМС по стране увеличится на 4,5 тысячи человек, что означает: контроль будет более жестким.
Впрочем, результат нововведения будет зависеть еще от того, насколько увеличатся расходы работодателей за официальный наем иностранцев, - услуги частных кадровых агентств всегда платные. В ФМС пока не могут спрогнозировать, в какую именно сумму работодателям будут обходиться услуги рекрутеров. И все же попытаемся прикинуть возможные цифры.
Сегодня за прием на работу гастарбайтера из стран безвизового обмена работодатель никому ничего не платит. Сам же иностранный работник должен оплатить госпошлину - 1000 рублей плюс пройти медицинское обследование. В Москве, к примеру, оно обойдется в среднем в 1300 рублей. Сделать фотографии - еще 150-200 рублей. Итого официальная "цена" трудоустройства - 2500 рублей. Если воспользоваться услугами посредников, помогающих в оформлении документов, а при необходимости - в поиске рабочего места, сумма увеличится в среднем на 3500 рублей. Руководители предприятий, подыскивающие кадры через агентства, сейчас платят в среднем от 10 до 18 процентов годового дохода будущего работника. Правда, подбирается, таким образом, преимущественно персонал высшего и среднего звена. Стоимость поиска таких специалистов за рубежом обсуждается индивидуально.
Как изменятся эти расценки в случае появления нового законопроекта, эксперты кадровых агентств пока затрудняются ответить. Зато есть предположение, как они будут выглядеть в следующем году в Москве, если будет утверждена заявленная мэром квота на привлечение иностранных работников в 200 тысяч человек. В одном из кадровых агентств нам пояснили, что в этом случае резко возрастет конкуренция среди гастарбайтеров, начнется ажиотаж, и не исключено, что услуги посредников для мигрантов возрастут до 15 тысяч рублей, которые иностранцы готовы будут отдать, лишь бы попасть в квоту.
По-видимому, примерно такую же сумму придется выложить за каждого работника работодателю, которому позарез потребуются рабочие руки.