После многочисленных публикаций о нарушениях прав сирот прокуратура взялась оценить качество работы органов опеки. Результаты оказались шокирующими.
В Республике Алтай прокуроры в ходе комплексной проверки обнаружили, что в Шебалинском районе восьмилетний мальчик еще в июне текущего года остался без родительского попечения, но до сих пор не устроен ни в детский дом, ни к опекунам. Местные органы опеки и попечительства судьба ребенка не волнует. С таким же отношением к сиротам прокуроры столкнулись и в Чемальском районе и других территориях республики. Детей не ставят на учет, не заботятся об условиях их проживания, не способствуют их усыновлению.
Но самое ужасное, что люди, обязанные защищать права сирот, используют свое служебное положение в корыстных целях. Так, суд Онгудайского района РА приговорил бывшего главного специалиста органа опеки и попечительства районного отдела образования Сергея Толкочокова к четырем годам лишения свободы (правда, только условно). Этот предприимчивый, с позволения сказать, "попечитель" наживался на детских пособиях, придумав нехитрую схему их оформления на детей, живущих в полноценных семьях.
Следствию удалось доказать, что Толкочоков таким образом "оформил" более 38 тысяч рублей, из которых 20 тысяч взял себе "за труды", а остальное досталось родителям "сирот". На гораздо большую сумму обокрали у обездоленных детей бухгалтеры Майминского управления по социальным вопросам. Римма Мстиславская, Наталья Полторацкая и Наталья Парий в течение полутора лет получали опекунские пособия по подложным документам. За это время они "выписали" себе почти миллион сиротских денег. Теперь аферистки проведут в местах не столь отдаленных от 2,5 до трех лет.
Помощник прокурора Республики Алтай по взаимодействию с общественностью Лариса Шестак рассказала корреспондентам "РГ", что по результатам проверки был сделан неутешительный вывод: деятельность органов опеки и попечительства в республике сегодня не является эффективным способом защиты прав несовершеннолетних. Прокуратура направила министру образования, науки и молодежной политики РА Виктору Трутневу представление, в котором потребовала устранить все выявленные нарушения и более эффективно наладить работу органов опеки.
Тем более, что с 1 января 2008 года это будет прямая обязанность каждого региона, так как госполномочия по опеке и попечительству над детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, передаются из ведения муниципалитетов в ведение субъектов Федерации.
Не меньше проблем с исполнением опекунских полномочий и в соседнем Алтайском крае. В статье "Опека в нагрузку" (№ 219 от 03.10.2007) "РГ" уже писала о многочисленных фактах попрания прав сирот на получение жилья. То ли после нашей публикации, то ли планово, но алтайская прокуратура проверила именно этот аспект деятельности органов опеки края. Естественно, их работа прокуроров не удовлетворила. И в Барнауле, и в некоторых районах искажались сведения о пригодности жилья, закрепленного за сиротами.
Оказалось, что за детьми зачастую закреплены служебные помещения предприятий. Очень многие муниципальные органы опеки не заботятся о сохранности такого жилья, хотя это их прямая обязанность. В итоге сегодня свыше 400 жилых помещений, принадлежащих несовершеннолетним, непригодны для проживания. Теперь прокуроры через суд будут понуждать органы попечительства привести жилье в порядок либо предоставить сиротам возможность приобрести другую жилплощадь, как того требует закон. Пять исковых заявлений уже направлено в суд.
Но это лишь одна сторона медали. Другая состоит в том, что опекунской работой нередко занимаются не те люди и не тех ведомств. Эти функции исполняют и отделы по образованию, и органы соцзащиты, зачастую для их сотрудников опека идет "довеском" к другим обязанностям. Но даже если в муниципалитетах и есть конкретные специалисты по опеке, их число явно недостаточно, чтобы полноценно исполнять государственные полномочия. На днях в редакцию Сибирского представительства "Российской газеты" в Барнауле позвонила сотрудница отдела опеки одного из районов края. Побоявшись представиться, женщина рассказала, что по количеству детей-сирот в районе сотрудников опеки должно быть в три-четыре раза больше. Те трое специалистов, которые работают сейчас, просто не успевают справляться с поставленными задачами: один сотрудник постоянно в судах, другой работает с документами, вникать в проблемы сирот приходится только одному - нашей собеседнице. По ее словам, при всем желании быть постоянно в курсе жизни около 300 детей - невозможно.
Уполномоченный по правам ребенка в Алтайском крае Вадим Овчинников надеется, что порядок в работе органов опеки поможет навести контроль со стороны региональных властей. Однако рассчитывать на то, что ситуация кардинально измениться с передачей полномочий на уровень субъектов РФ, все-таки не приходится. Ведь в большинстве регионов, в том числе и на Алтае, пошли по накатанному пути - оставили прежние органы опеки в муниципалитетах, контроль за деятельностью которых теперь будет краевой или республиканский.
Справка "РГ"
В настоящее время на территории Республики Алтай проживают 1686 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В учреждениях общественного воспитания республики находятся 275 детей. В Алтайском крае их количество достигает 3600 человек, более тысячи детей находятся в учреждениях общественного воспитания края.