28.11.2007 04:41
    Поделиться

    Почему в Новороссийске ветераны после новоселья пошли в суд

    Радость новоселья для некоторых жильцов социального дома, что на проспекте Дзержинского в Новороссийске, скоро сменилась судебными дрязгами. Почему ветераны и инвалиды войны вместо желанного покоя выбрали этот путь? Корреспондент "РГ" отправился в город-герой.

    Дом светлых надежд

    Побывав в 2003 году в Новороссийске, глава государства пообещал помочь ветеранам, отстоявшим в очереди 20 и более лет и до сих пор не обеспеченным жильем. Восьмого мая 2006 года им торжественно вручили ордера на просторные однокомнатные и двухкомнатные квартиры с хорошей планировкой.

    Этот девятиэтажный социальный дом, что на проспекте Дзержинского, 223, заметен даже в динамично развивающемся районе новостроек. Сейчас по соседству с ним кипят работы в очередной высотке.

    На лавочке возле подъезда беседуют старушки. Солнечный денек, идиллическая картинка. Если бы все так и было! Сейчас же в одной из комнат на первом этаже, куда приглашают корреспондента "РГ", уютной и светлой, собрались больше десяти человек. Им негде сидеть, но они готовы стоять, опираясь на палки, лишь бы их выслушали и помогли.

    У предоставленного ветеранам жилья, кроме простора, есть еще одна особенность: оно - специализированное. У нанимателя нет права приватизировать, обменивать квартиру, а также передавать внаем.

    Многих устраивала подобная возможность обрести благоустроенное жилье. Но многие - это еще не все. Некоторые из них, вселяясь, рассчитывали на то, что им удастся оформить полученное жилье по договору социального найма. Прав на квартиру в этом случае куда больше - можно, например, произвести обмен квартиры с родственниками. 15 жильцов, добиваясь изменения статуса жилья, обратились в суд. За год их иски рассматривались в нескольких судах городского и краевого уровня. Результат один и тот же: в удовлетворении исковых требований отказать. Однако он не только не убедил истцов, а лишь умножил их обиды.

    Ордер под залог

    Ветераны, обратившиеся с исками, считают, что закон был нарушен еще в апреле 2006 года, когда депутаты городской Думы Новороссийска приняли решение о порядке предоставления жилья в специализированных домах в системе соцобслуживания населения. При этом местная Дума внесла несколько поправок в типовой договор найма жилья в специализированных помещениях, что, по мнению истцов, является прерогативой субъекта РФ. Однако суды разных инстанций в этих действиях нарушений Жилищного кодекса не усмотрели.

    Ветераны до вселения в социальный дом стояли в очереди на улучшение жилья вместе со своими семьями. Совсем одиноких, а тем более - бездомных, по свидетельствам самих стариков, здесь нет. Против воли никого в новые квартиры не вселяли. Правда, и особой щепетильности, предупредительности по отношению к ветеранам войны, самому младшему из которых 81 год, городская власть не проявила. А здесь это было особенно необходимо!

    Уже после вселения в дом стариков посещали двое специалистов из квартирно-правовой службы. Многие ветераны подписали заявления с просьбой исключить их из очереди на жилье. Но ведь социальный дом по закону является временным жильем, и ветераны могли оставаться в ней. В итоге очередь на жилье уменьшилась, но доверия к городским властям не прибавилось.

    - Нам очень обидно за родителей, - говорит Ольга Лукашевич, дочь 86-летнего Александра Доротюка. - Отец поверил специалистам из квартирно-правовой службы и подписал заявление. А они толком и не объяснили, каковы будут последствия. Мы подали иск на восстановление в очереди в квартирно-правовой службе.

    Впрочем, многие ветераны смотрят на сложившуюся ситуацию по-житейски здраво. Сохранение места в очереди большинству из них не сулит в обозримом будущем "своей" квартиры. Предлагаемая субсидия в прошлом году составляла 266 тысяч рублей. За эти деньги в Новороссийске можно было купить лишь одноэтажный гараж. Нынче субсидия подросла, но и самая дешевая квартира стоит в Новороссийске примерно полтора миллиона рублей.

    И все же пусть человек сам решает, выходить ли ему из очереди.

    Вместе или рядом?

    Мы пьем на кухне чай. И жители дома по очереди рассказывают о неоправдавшихся надеждах.

    - Моя мать перенесла тяжелейший инсульт, - волнуясь, говорит Сергей Клепов, сын Ольги Клеповой, инвалида войны. - И мне было бы очень удобно обменять старую квартиру, в которой я проживал, и новую на одну, чтобы обеспечить матери уход. Но мне для этого пришлось уволиться с работы, распалась и моя собственная семья.

    Каждая из житейских историй чем-то похожа на другую.

    - Моя мать уже год судится с администрацией, - рассказывает Надежда Калмакова, дочь ветерана войны Любови Калмаковой. - Она прошла все местные суды, кассационный, краевой, которые оставили решение города в силе.

    Заместитель руководителя городской квартирно-правовой службы Новороссийска Валентина Белая поясняет:
    - Ветеранам сразу объясняли: поскольку дом специализированный, вы можете жить там до конца жизни, но приватизировать квартиры не имеете права. Никто людей насильно там жить не заставлял. Вначале все было хорошо, потом прошло какое-то время, и, я думаю, родственники начали поднимать вопрос о наследовании. Все суды выносят решение в нашу пользу. Мы действуем только в рамках закона.

    Городские власти недвусмысленно намекают, что "возня" с судами устроена детьми ветеранов. Отчасти власть сама в этом и виновата, дав повод усомниться в правоте своих действий. В том же, что дети защищают права своих тяжелобольных родителей, ничего плохого нет. Но при всем сочувствии к людям и к нелегким обстоятельствам, в которые они попали, слова о том, как было бы "удобнее", аргументом в судебном споре не становятся.

    Конечно, лучше находиться рядом со старым больным человеком. Но тогда ему не стоило заселяться в социальный дом. Правда, при таком варианте трем поколениям придется тесниться в малогабаритной квартире. В итоге - все тот же квартирный вопрос! Каждый решает его по-своему. Практически у всех стариков, погибших при пожаре в доме престарелых в станице Камышеватской, были родственники, дети... Жаль, что в подобных историях "крайними" зачастую остаются те, кто в молодые годы был на переднем краю.

    Забота в квадрате

    Безусловно, социальные дома имеют право на существование. Но, поселяя туда больных и немощных людей, которым государство стольким обязано, надо сделать так, чтобы условия их жизни стали лучше не только на определенное количество квадратных метров. Другим должно быть качество заботы. Тогда и родные будут уверены, что ветеран не останется один на один с бедой - вовремя придет медицинская помощь, навестит социальный работник.

    На первом этаже специализированного дома в Новороссийске, где проживает сегодня 81 семья, находится филиал центра социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов.

    - Услуги его жильцам оказываются в рамках государственной программы, - говорит руководитель городского управления социальной защиты населения Леонид Иванчишин. - Это не медицинское учреждение. Но там есть медицинский кабинет, библиотека, мастерская по мелкому ремонту, центр технической реабилитации инвалидов, который их обеспечивает колясками, памперсами, костылями, слуховыми препаратами и так далее. И это обязательные элементы существования социального дома - приближение услуг к гражданам.

    Комментарии

    Николай Горовой, Герой Социалистического труда, председатель Краснодарского краевого совета ветеранов:

    - Социальные дома есть не только в Новороссийске, но и в Сочи, и в Туапсе. В Новороссийске и Сочи их по два. Недавно в Сочи сдан дом, где ветераны войны получили еще восемь квартир. В следующей новостройке им выделят шестнадцать квартир.

    Да, этот фонд - специализированный. Нужно иметь в виду, что большинство ветеранов уже пользовались своей льготой на жилье. За много лет многое изменилось. В каждом конкретном случае надо разбираться отдельно и только в соответствии с законом. А близким надо принимать во внимание возраст и состояние здоровья ветеранов. Не стоит омрачать их старость бесплодными судебными дрязгами.

    Краевой совет ветеранов конструктивно сотрудничает с муниципальными властями, в том числе и с администрацией Новороссийска. Думаю, что надо находить возможности увеличить количество и качество социальных и медицинских услуг в специализированных домах, сделать их доступнее.

    Лилиана Егорова, руководитель департамента социальной защиты населения Краснодарского края:

    - Социальные дома составляют обменный фонд муниципалитетов городов. А в Сочи и Туапсе они, кстати, построены на средства самих курортов. Но мы занимаемся только их социальным обслуживанием. По закону квартиры в них действительно нельзя приватизировать. Иначе муниципалитеты вновь окажутся перед проблемой: куда селить стариков или участников локальных конфликтов, которым действительно негде жить?
        

    Поделиться