28.11.2007 14:55
    Поделиться

    Власти не торопятся решать экологические проблемы Тюмени

    Одна из самых тревожащих тюменцев проблем - бесконечные уличные заторы. К автомобильному смогу прибавляется дым то от лесных пожаров, то от горящих свалок. Между тем количество зеленых насаждений уменьшается. Что делать? На вопросы обеспокоенных читателей и журналистов отвечал гость "Российской газеты", координатор коллегии экологов Общественного совета Тюмени Альберт Фахрутдинов.

    Российская газета: Использование лесных ресурсов станет составной частью концепции социально-экономического развития Тюмени. Власти ждут предложений от предпринимателей. Здесь нет противоречия?

    Альберт Фахрутдинов: Всюду коммерческие предприятия привлекают для обустройства в зеленых зонах уголков отдыха. Подразумевается, что бизнес, получая доход с организации развлечений, с торговли, поддерживает порядок, чистоту, охраняет насаждения, водоемы. Такого рода удачный опыт есть и в Тюмени.
    Городской округ, как вы знаете, прирос окрестными сельскими территориями. Члена нашей коллегии, члена-корреспондента РАЕН Бориса Чижова включили в состав рабочей группы по взаимодействию с правительством области в сфере лесных отношений. Как сберечь леса, в первую очередь от пожаров, - вот чем мы озабочены. Заполыхает где-то от непотушенного костра - удушливая дымка порой весь город накрывает. Сколько погорело сосняка вдоль Салаирского тракта. На месте горельника появился коттеджный поселок.

    Надзирать за лесами обязали несколько ведомств. У семи нянек дитя без глазу: то пожарной машины нет, то - горючего для патрульного вертолета. Мы намерены обсудить проблему с представителем областного департамента лесного хозяйства. От этой структуры в решающей степени зависит материально-техническое обеспечение соответствующих служб.

    Мы по-прежнему настаиваем на создании муниципальной "зеленой полиции". Речь идет, конечно, не только о контроле за лесами в пожароопасный период. Надо ловить за руку тех, кто моет машины там, где им заблагорассудится, портит газоны, сливает нечистоты в реку. Милиции не до зеленых зон - преступность захлестывает.

    Впрочем, многое зависит от профессионализма и добросовестности муниципальных служб. Возьмем Гилевскую рощу. Этим летом ее как объект паркового хозяйства взялись "прихорашивать". Как в Тюмени это часто бывает - на глазок, без проекта (конкурс на проектирование объявлен лишь в октябре). Вместе с сухостоем снесли немало здоровых деревьев. Уничтожено много малинника - вопреки настоятельной рекомендации Бориса Чижова оставить кустарник для сохранения биологического баланса.

    РГ: Жители поселков Мыс и Тарманы обеспокоены судьбой крупнейшего лесопарка имени Гагарина. Он уникален тем, что здесь сохранились реликтовые растения. Между тем парку, согласно генплану, отведена роль основной рекреационной территории, ему тоже хотят придать "облагороженный вид".

    Фахрутдинов: Лесопарк огородили по периметру металлическим забором - закрыли путь непрошен-ным автомобилям. Как лучше распорядиться лесным массивом - сегодня, наверное, никто не знает. Вынашивались разные планы. Например, отдать его университету под учебно-ботанический сад, устроить здесь лыжную базу. В связи с учреждением городских управ и передачей им функций по благоустройству вопрос, что называется, завис в воздухе. Безусловно, до начала каких-либо капитальных работ требуется провести дендрологическую экспертизу. Ею в Тюмени обычно пренебрегают. Природа же не терпит бесцеремонного вмешательства.

    Наверное, обратили внимание, что на Текутьевском бульваре ежегодно погибают взрослые деревья. Почему? Во-первых, недостаточно пространства для корневой системы. Для ствола желательно оставлять "живительную" площадку размером два на два метра. Или хотя бы полтора. Нет, строители стремятся уложить асфальт, бетон, брусчатку как можно ближе к стволу, если не впритык к нему. Во-вторых, деревья оказались оторваны от органически связанного с ними лесного массива исторического кладбища.

    Два года назад многие тюменцы выступили против варварской вырубки деревьев в этом месте, собрано две тысячи подписей. Однажды даже улицу Республики перекрывали. Не зря возмущались: на последней стадии реконструкции бульвара благоустроители сохранили насаждения почти в прежнем виде. Кстати, назову пример удачной планировки. В сквере на углу улиц Республики и Тульской дорожки проложили, сообразуясь с ландшафтом.

    РГ: Иван Скрябин интересуется, входит ли в благоустройство дворовой площадки посадка деревьев и какой нормой это регулируется?

    Фахрутдинов: Поделюсь информацией как заместитель председателя домкома. Жители нашей многоэтажки, это около 120 человек, надумали, воспользовавшись Земельным кодексом, оформить в долевую собственность домовой участок. Специалисты вычислили площадь - вышло 2,5 тысячи квадратных метров, включая место под строением. Без согласия жильцов никто не имеет права нашей землей распоряжаться. Сколько отдать метров под проезды, стоит ли вырубать часть насаждений, чтобы увеличить стоянку, либо, напротив, посадить еще деревья - решать общему собранию.

    Многие ТСЖ за счет газонов расширяют дворовые стоянки. Когда большинство жителей имеют машины и им негде их парковать, эгоизм автомобилистов берет вверх. К слову, и СНиПы безбожно устарели - они не рассчитаны на такое огромное количество авто.

    РГ: Уместно привести реплику пенсионерки Хуторенко: "Понабрали люди машин, шагу без них ступить не могут. До магазина двести метров - заводят легковушку. Зато всюду пробки, гарь".

    Фахрутдинов: Сам я на машине без особой надобности не езжу, автобусом пользуюсь. Да, выхлопы от машин - основной и очень мощный источник загрязнения Тюмени. К тому же реконструкция дорог, как правило, сопровождается массовой вырубкой зелени. Новая высадка, как правило, компенсирует потери лишь в малой степени. Для расширения проезжей части улицы Профсоюзной выкорчевано около тысячи деревьев и полутора тысяч кустарников. Взамен тюменцы пока ничего не получили. Сейчас на одного горожанина осталось в среднем по два квадратных метра насаждений. По СНиПу положено шесть. Генплан ориентирует на европейскую норму - 16 "квадратов".

    Тюмень близка к транспортному коллапсу. Без ограничений проезда в центре города, пожалуй, не обойтись. Главное сегодня - рационально использовать дорожную смету. В 2007-м она составила около трех миллиардов рублей. Может, разумнее было вместо расширения моста близ деревни Воронино приступить к строительству крайне необходимого моста через Туру в районе лесобазы? Последний был предусмотрен еще старым, 20-летней давности, генпланом.
    Коллегия экологов направила официальным лицам письма с просьбой предоставить детальную программу дорожно-строительных работ на текущий год. Два года назад заместитель губернатора без лишних вопросов предоставил программу. На этот раз реакция была более чем странной. Начальник главного управления капитального строительства отказал, сославшись на "государственную тайну". От кого тайна - от налогоплательщиков? Другой чиновник чуть ли не разнос устроил: как мы смеем посылать такие запросы?!

    РГ: Областной департамент недропользования и экологии с обидой отреагировал на доклад Роспотребнадзора, в котором Тюмень названа в тройке самых загрязненных городов России. Считается, что столь плачевные результаты получены из-за проб воздуха на самых загазованных перекрестках, а также в санитарных зонах предприятий.

    Фахрутдинов: О каких санитарно-защитных зонах идет речь? Таковые юридически не закреплены ни за одним предприятием, вопреки закону о санитарно-экологическом благополучии. Экологически чистыми наши заводы не назовешь. Наиболее опасные из них планируется вынести за городскую черту.
    Другой вопрос: где замерять воздух для объективной оценки загрязнения? В парке? Есть методика, ее и следует придерживаться. В Тюмени действует четыре мониторинговых поста. Расположены они не в самых загрязненных местах. Один из них, правда, находится в районе крайне загазованной улицы Мориса Тореза. И то - в нескольких сотнях метров от дороги. Очевидно, что количество постов стоит увеличить. Один из них расположить в непосредственной близости от перекрестка улиц Республики-Мельникайте, где Роспотребнадзор получил самый неблагополучный замер воздуха.

    РГ: Алевтина Кадкина напоминает: "Уже лет пятнадцать власти обещают: вот-вот начнется строительство мусороперерабатывающего завода. Но до сих пор это только обещания". Между тем по уровню потребления, соответственно и по объему отходов, Тюмень можно сравнить с городом с населением в 700-750 тысяч человек.

    Фахрутдинов: Проблема острейшая. Свалки, когда горят, вносят свою лепту в загрязнение окружающей среды. Живущие неподалеку дышат ядовитым дымом. Полигон твердых бытовых отходов по Московскому тракту давно признан негодным к эксплуатации. Наши чиновники еще в девяностые годы объездили заграницу "в поисках оптимального варианта" мусороперерабатывающего завода. Затем объявили инвестиционный конкурс. На том дело и застопорилось.

    Раньше ссылались на тощий бюджет. Сейчас на казну грех жаловаться. Какова цена вопроса? Один из отечественных производителей предлагает заводы по цене от 1,3 до 2 миллиардов рублей. Дорого? Ярославль четыре года назад приобрел мусоросортировочный комплекс всего за 45 миллионов рублей. Установка позволяет пускать в утилизацию до 70 процентов бытовых отходов. Дешево и сердито. Но наши власти никакой вариант не устраивает. Складывается впечатление, что они уходят от решения вопроса.

    Вообще, на природоохранных мероприятиях - сплошная экономия. Так, в 2005 году в городском бюджете на них отводилось 6,5 миллиона рублей, не израсходовано ни копейки. В этом - девять миллионов. Мы предлагаем депутатам увеличить сумму до 500 миллионов, исходя из среднего норматива других городов России.

    РГ: В принятом общественной коллегией проекте "Чистый город" говорится об улучшении качества питьевой воды за счет перехода на подземные источники. Они не иссякнут?

    Фахрутдинов: Артезианские запасы велики, и они естественным образом пополняются. Пора, наконец, отделить хозяйственное водопотребление от питьевого. Речную воду - на заводы, в квартиры - подземную. Генпланом, к слову, предусмотрен хозяйственный водовод. К известной инвестиционной программе специализированного коммунального предприятия мы относимся отрицательно. Вывод независимых экспертов: при затратах в 4,5 миллиарда рублей водоснабжение Тюмени улучшится несущественно. Зато тарифы для населения вырастут на 25 процентов.

    Вверх по течению Туры смонтирована станция по контролю за качеством воды, чтобы не проспать внезапные залповые промышленные сбросы в Свердловской области. Сама же Тюмень остается сильнейшим загрязнителем реки. На ряде производств, использующих химические средства, - примитивные очистные сооружения. Десятки канализационных стоков не учтены. По официальным данным, в 2006 году около 400 миллионов кубометров не прошли удовлетворительную очистку.

    РГ: Альберт Кабирович, и все-таки: есть ли позитивные перемены в Тюмени?

    Фахрутдинов: Полагаю, таких немало. Мы, к примеру, приветствуем ликвидацию уличной торговли - с лотков, с тротуаров. Муниципалитет обещал завершить этой осенью программу "Подвалы". Если все удастся сделать, как задумано, и подвалы не станет подтапливать, - это будет значимый вклад в создание благоприятной экологической среды. Отрадный факт - создание по инициативе главы города Общественного совета Тюмени. Это подлинный элемент института гражданского общества, без всякой имитации.

    Поделиться