Российский топливный бизнес активно осваивает новые источники сырья. Вчера под Бухарой торжественно ввели в эксплуатацию газовый промысел Хаузак, построенный на средства "ЛУКОЙЛа". На объект специально прилетел первый вице-премьер российского кабинета Сергей Иванов.
Он сопредседательствует в межправительственной комиссии по экономическому сотрудничеству и защиту отечественного бизнеса за рубежом считает своей важнейшей задачей. Впрочем, устраивать протекцию нашим газовикам в Узбекистане особой нужды нет. Как вчера заметил Сергей Иванов, условия для их работы в республике созданы самые благоприятные.
Хаузакское газовое месторождение отдаленно напоминает натурные съемки из фильма "Белое солнце пустыни". Те же безжизненные пески, то же слепящее глаза светило, та же водная гладь. Только вместо моря - озеро Денгизкуль, по берегу которого разбросаны буровые вышки. Сейчас их десять. По подсчетам экспертов, они должны выкачать из земли по меньшей мере сто миллиардов кубометров газа. А общие запасы Денгизкульского месторождения оцениваются примерно в 300 миллиардов кубов.
Для их добычи создан совместный мегапроект "Кандым-Хаузак-Шады-Кунград", который реализуют российские и узбекские специалисты. Начало этой работе положил визит в южную республику в 2004 году президента РФ Владимира Путина. Тогда было подписано соглашение о разделе газа, который предполагалось добывать под Бухарой. На первом этапе российская и узбекская компании останутся в паритете - 50 на 50 процентов.
Вообще схема разработки Денгизкульского месторождения выглядит следующим образом. Поскольку местный газ метан идет с большой добавкой сероводорода, сразу после добычи его придется очищать. На первых порах этим займутся на Мубарекском перерабатывающем заводе. Там газ "разложат" на товарное сырье, конденсат и серу. Два последних компонента будут реализовывать на внутреннем рынке Узбекистана. А экспорт чистого газа пойдет через систему "Газпрома".
Со временем под этот проект в Узбекистане пробурят более 160 скважин, построят полторы тысячи километров трубопроводов, небольшую железнодорожную ветку и еще один перерабатывающий завод мощностью 8 миллиардов кубометров газа в год.
Сергей Иванов обратил внимание на высокую экологичность этого проекта. Средств на природоохранные мероприятия здесь действительно не жалеют. Чего не скажешь о некоторых западных компаниях, реализующих свои программы в России. А еще первый вице-премьер говорил о создании новых рабочих мест, которые, заметим, требуют высокой квалификации. Ее имеют узбекские специалисты, получившие диплом Московского института нефти и газа.
Возникает закономерный вопрос: почему наши компании выходят на зарубежные месторождения, когда в России остаются неразработанными собственные богатейшие ресурсы? Корреспонденту "РГ" объяснили, что внутри страны между представителями ТЭК идет жесткая конкуренция за их разработку. Выиграть тендер и заключить выгодный контракт на "чужом поле" подчас бывает гораздо проще. К тому же, по мнению Сергея Иванова, инвестирование средств в совместные международные проекты - нормальная практика не только для энергетики. Первый вице-премьер сослался на опыт Объединенной авиастроительной корпорации, которая становится фактически владельцем Ташкентского авиационного производственного объединения имени Чкалова.
- Что в этом страшного? - пожал плечами Иванов. - Ничего. Будем строить здесь самолеты и получать прибыль.
Надо иметь в виду, что часть прибыли, полученной на газовых месторождениях Узбекистана, наверняка пустят на разработку собственных недр и выполнение наших топливных обязательств перед европейскими странами. Вчера Сергей Иванов пообещал, что международные топливно-энергетические программы России никак не отразятся на поставках нефти и газа на Запад.