Вчера в Челябинске открылся новый культурный проект немецкого Гете-института

Искусствоведы устроили "дебаты" между двумя видами искусств: кино и танцем.

Культуролог из Берлина Ани Освальд привезла к нам 10 маленьких фильмов. Три-пять минут на экране танцуют актеры, ландшафты, танцуют падающие куски дерева, танцуют камера, режиссер и хореограф. Видеоколлаж, полуигровой, полудокументальный авангард.

Первые фильмы в проекте Ани Освальд - киноколлаж Манна Рэя, созданный знаменитым американским фотохудожником еще в 1926 году, и хореографическая композиция голливудского волшебника Басби Беркели - 34-й год. У первого - автомобили, музыка, танец и абстрактные формы, второй снял танцовщиков сверху, превратив танец в движущийся орнамент. Культурологи считают, что в 1920-е годы как раз возник прообраз нового течения в искусстве - оформившись спустя 40 лет, оно получило название "кинотанец".

- Еще на заре кинематографа, - говорит Ани Освальд, - режиссеры пытались с помощью оптических средств показать мелодику и ритмику нашего бытия. Кинотанец - это не документация какого-либо события, допустим, хореографической постановки. С помощью фильма танец предстает как средство коммуникации. Движение - это часть фильма, кино же располагает такими "танцевальными" приемами, как монтаж и ритм.

Первым фильмом нового течения немка называет снятый в 1960-е годы "Такси-танец": о том, как замысловато движется такси по Нью-Йорку. Тогда же, в шестидесятые, хореографы стали использовать в своих выступлениях видеоизображения. Так оформилась очевидная связь двух разных искусств. И это отнюдь не домыслы искусствоведов: было время, когда искали и находили морфологические связи между литературой и скульптурой, кино и музыкой. Сегодня и вовсе не существует видов искусства, отделенных друг от друга, считают искусствоведы. Теперь выделилась в отдельный класс группа художников, которые специально работают с танцевальными коллективами, кино создают на равных правах режиссер и хореограф.

- Сверхзадача "кинотанца", - говорит Ани Освальд, - десакрализировать танец как прибежище буржуазной традиции. Мы хотим, чтобы люди перестали ассоциировать танец со шпильками и кринолином. Я никогда не была большим поклонником танца и плохо в нем разбираюсь, но теперь сама понимаю, что тело человека - не только средство для выполнения определенных па. Тело человека - это средство коммуникации, с помощью тела можно общаться.

Из десяти фильмов, привезенных в Челябинск немецким искусствоведом, все - разного жанра, созданные палитрой средств. Ани Освальд больше всего нравится фильм Миранды Пенель: камера проходит вдоль ряда танцовщиц, они заглядывают в объектив. Очень быстро вы перестаете понимать, кто на кого смотрит - вы на них или они на вас.