Сколько бы "горячих линий" ни открывал столичный стройкомплекс и как часто бы его глава, первый заместитель мэра Москвы Владимир Ресин ни встречался с журналистами, вопросов к нему не убывает.
И это понятно: не много еще найдется в мире мегаполисов, которые развиваются и строят так же активно, как это делает Москва. А любая стройка, как известно, всегда задевает интересы множества людей, нередко вступающих в противоречие между собой. В этом лишний раз убедились в ходе "Делового завтрака" с Владимиром Ресиным журналисты "Российской газеты".
Крыша в "Крылатском" не рухнет
Российская газета: Владимир Иосифович! Москвичи с интересом наблюдают за развитием событий в "Крылатском". Как пояснил еще на прошлой неделе мэр, Ледовый дворец закрыли из-за угрозы обрушения крыши. Она по-прежнему существует?
Владимир Ресин: Нет, такой угрозы уже нет. Минувшей ночью кровлю поддомкратили, и теперь она будет надежно стоять столько времени, сколько потребуется, чтобы заменить лопнувшую "шпильку".
РГ: Стоял выбор - менять все 19 таких шпилек или достаточно одной. Решили?
Ресин: Придется, видимо, все. Кто поручится, что подобное не повторится с любой другой? Но окончательное решение - за специально созданной для расследования случившегося государственной комиссией Ростехнадзора. Этой же комиссии делать и окончательные выводы о причинах случившегося. Кроме этого, в Москве под руководством моего первого заместителя Александра Косована работает техническая комиссия, которая должна детально разобраться во всех технических и технологических причинах аварии.
РГ: Сколько времени займет ремонт дворца, в течение которого им нельзя будет пользоваться?
Ресин: Трудно пока сказать определенно. Постараемся, конечно, провести восстановительные работы как можно быстрее. Но в любом случае, как я думаю, это дело не одного месяца. Слава богу, что в результате случившегося никто не пострадал.
Что принес год уходящий?
РГ: Владимир Иосифович! Чем знаменателен уходящий год для столичных строителей? Какие самые важные объекты им удалось ввести?
Ресин: Как известно, 2007 год был в Москве объявлен Годом ребенка. Мэр Москвы Юрий Михайлович Лужков поставил перед нами задачу ввести в городе вторую сотню детсадов - первая, напомню, была введена в прошлом году. Это поручение обязательно будет выполнено. Согласитесь, солидная прибавка садиков получится!
РГ: А когда же в детсады очередей не будет у москвичей?
Ресин: Вот построим в ближайшие два года еще 200 детсадов - и не будет!
РГ: Здорово! Значит, "РГ" может сказать читателям: если в 2010 году вы не устроите малыша в садик, обращайтесь к Ресину?
Ресин: Не возражаю. Всегда стараюсь помочь всем, кто обращается ко мне. Но я уверен, что проблема будет решена в целом по городу.
РГ: Чем еще запомнится жителям столицы 2007 год?
Ресин: Строительством пяти миллионов квадратных метров нового жилья. Это ни много ни мало порядка ста тысяч квартир. Причем половина из них строится по социальным программам. Появлением новых современных школ. Продолжением строительства главного университета России - МГУ. Если в прошлом году для него была возведена фундаментальная библиотека, то в этом добавился прекрасный учебный корпус площадью 100 тысяч квадратных метров! Плюс медицинский центр, позволивший этому известному в мире учебному заведению возобновить не только подготовку высококвалифицированных врачей, но и лечебную практику. Ну и, конечно же, важным событием стало возрождение усадьбы Царицыно. Можно долго еще спорить: надо было реконструировать ее или лучше было оставить в руинах, но растущий день ото дня поток москвичей и гостей столицы, которые хотят своими глазами увидеть обновленную царскую усадьбу, мне кажется, стал самым весомым аргументом в этом споре.
Пробки, пробки, пробки
РГ: Не первый год москвичей достают пробки на дорогах. Неужели власти ничего не могут сделать для избавления от них?
Ресин: Мы строим новые дороги и реконструируем старые. Если бы этого не делать, то Москва давно бы уже не ехала, а встала.
РГ: Окончание реконструкции Ленинградского проспекта ждать, как и было обещано, к 2009 году? Раньше никак нельзя?
Ресин: Нет. Полностью весь проект от Манежной площади до МКАД действительно будет осуществлен к 2009 году. А тоннель на Соколе откроем в обе стороны движения уже в декабре.
РГ: Известный журналист Анатолий Аграновский писал о том, что строители так устроены, что большую часть объектов во все времена сдают в конце года, в четвертом квартале. Эта правило настолько непоколебимо, удивлялся он, что если бы еще был пятый квартал, то сдавали бы и в пятом. Почему происходит именно так?
Ресин: Думаю, потому что строители работают не изолированно, сами по себе. Они лишь звено целой цепочки. Для того чтобы заложить фундамент любого здания, город должен освободить для него пятно застройки. Но еще раньше переселить на новое место людей, которые жили или работали там. Следовательно, сначала нужно построить для них дом. В общем, включается столько самых разных факторов и обстоятельств, что их очень трудно учесть в самом, казалось бы, детально разработанном сетевом графике. А уж если кто-то один из этой цепи срывает свой срок, то потом летит вообще вся цепочка.
РГ: Это относится, наверное, и к реконструкции Ленинградки. Расширит свою часть магистрали Москва, а, выехав за МКАД, по направлению к аэропорту Шереметьево, автомобили все равно упрутся в узкое горлышко на территории Московской области. Представляете, как будет обидно горожанам? Ведь нынешние неудобства они терпят в расчете на то, что хоть потом можно будет ехать, а не стоять в заторах.
Ресин: Надеюсь, что и не будут стоять. Юрий Михайлович Лужков обратился за помощью к президенту РФ. После этого было дано указание федеральным органам выделить деньги на реконструкцию Ленинградского шоссе до Шереметьева.
РГ: Недавно на заседании общественного совета при мэре Москвы обсуждался проект прокладки автодорог над железнодорожными путями, проходящими по городу. Как строитель более чем с полувековым опытом вы считаете его реальным?
Ресин: Да. Сегодня как раз проводил по этому вопросу аппаратное совещание. В ближайшее время будем встречаться уже с руководством железной дороги и прорабатывать концепцию создания автомобильных трасс над всеми вылетными железнодорожными магистралями. Выгода этого дела состоит в том, что здесь по сути трасса уже готова, для ее строительства не нужно ничего сносить. Следовательно, и затраты предстоят не такие большие.
РГ: И как скоро начнутся работы по реализации этого проекта?
Ресин: Думаю, что не позже 2010 года.
РГ: А для юго-востока столицы есть какие-то перспективы тоже вылезти из пробок? Ведь Рязанский и Волгоградский проспекты, а также шоссе Энтузиастов донельзя забиты машинами.
Ресин: В следующем году начнем заниматься и этим направлением. Дело в том, что на полях Люберецкой станции аэрации запланировано строительство нового жилого микрорайона площадью 1,5 миллиона квадратных метров. Возводить его без новых дорог бессмысленно.
РГ: Владимир Иосифович! Дорог в Москве год от года становится все больше. Это так. Но пробок меньше все равно не становится. Может быть, нужен принципиально иной подход к решению проблемы? Например, строить то же жилье в округе в первую очередь для жителей, которые уже живут там, а по соседству с их домом создавать рабочие места - чтобы не приходилось людям катить на работу через всю столицу?
Ресин: Москва развивается не стихийно, а по Генеральному плану, имеющему статус закона. И там, конечно же, учтены и потребность в рабочих местах, и в жилье, и в магазинах... Есть нормативы комплексной застройки, и они строго соблюдаются. Ситуацию же на дорогах усугубляет еще то, что, долго не имея возможности обзавестись автомобилем, многие москвичи сейчас имеют и две, и три машины в семье. Не расстаются даже с самыми старыми. Такого, конечно, невозможно было предусмотреть ни в одном плане.
РГ: И что власти намерены делать? Ходят слухи, что по примеру Лондона Москва вынашивает идею ввести платный въезд в центр города. Это так?
Ресин: Нет. Таких планов нет. Выбор ехать в город и терять время в пробках или пересесть на общественный транспорт должны делать сами москвичи. Задача властей - представить им возможность оставить машину на перехватывающих парковках, сеть которых сейчас создается. Но машинам, которые не соответствуют по своему состоянию экологическим требованиям, лично я бы запретил появляться на столичных магистралях. Надеюсь, что такое решение будет все-таки принято.
Соинвесторы справят новоселья в 2008 году
РГ: Выдвигая летом кандидатуру Лужкова вновь на пост мэра столицы, Владимир Путин сказал, что для Москвы сейчас главная задача - решить проблемы обманутых вкладчиков. Решаются?
Ресин: Как и обещал мэр, эта работа будет завершена в 2008 году. Строительство первых 13 домов, покупатели квартир в которых могли остаться без жилья и без денег, завершено. Благодаря этому около 800 обманутых инвесторов уже справили новоселье. Еще 16 домов пока строятся, причем для 14 из них подысканы новые инвесторы взамен несостоятельных. Урегулированы с помощью специально созданной правительством Москвы комиссией и все вопросы, касающиеся 39 объектов, застройщики которых либо затягивали строительство, либо волокитили с оформлением проданных квартир в собственность. Еще 8 недобросовестными компаниями, которые не имели права на застройку в Москве и по сути оказались чистой воды мошенниками, занимается прокуратура.
РГ: Можете ли вы сказать, что ни один обманутый вкладчик в Москве не остался без внимания властей?
Ресин: Так оно и есть. Более того, скажу, что правительство Москвы активно занимается и проблемой обманутых вкладчиков, которые заплатили за сооружение гаражей и тоже остались без денег и машино-мест.
РГ: В адрес редакции "Российской газеты" вам, Владимир Иосифович, пришло по этому поводу немало писем с просьбой помочь.
Ресин: Проверку каждого из них я возьму под личный контроль.
РГ: Вы обещали недобросовестные стройкомпании внести в "черный список" и больше не иметь с ними дела.
Ресин: Так и сделали. Но хочу отметить: не все мошенники среди несостоятельных компаний. Есть фирмы, просто переоценившие свои силы. Поручать таким горзаказ правительство Москвы больше, конечно, не рискнет, но и препятствовать им в работе на столичном рынке не будет. Там ведь тоже работают люди, и, несмотря на случившееся, надо дать им возможность найти свою нишу, где их потенциал будет соответствовать решаемым задачам.
РГ: А что вы можете сказать по поводу недавнего заявления пресс-службы губернатора Московской области о том, что московские стройкомпании сознательно затягивают строительство домов для обманутых вкладчиков в Подмосковье?
Ресин: Недоразумение. Многие столичные фирмы, взявшиеся помочь Подмосковью решить такие же проблемы, какие существуют и в Москве, работали с областными властями полностью на доверии. Вопросы сроков, оплаты и прочие рабочие моменты не были четко проговорены. В итоге возникло недопонимание друг друга. Но сейчас это позади.
Столичный масштаб
РГ: Владимир Иосифович, а вам не обидно, что подмосковные строители переплюнули московских строителей и строят в год уже более 6 миллионов квадратных метров? То есть почти по метру на жителя - показатель, к которому призывает стремиться все регионы страны Путин.
Ресин: Вы не поверите, но я искренне рад этому. Ведь из их 6 миллионов - 2 миллиона квадратов возведены московскими строителями, из материалов столичных ДСК. Представляете, сколько бы мы потеряли рабочих мест, если бы не такая востребованность со стороны Подмосковья? К счастью, наш труд востребован не только там, но и практически во всем Центральном федеральном округе, в других городах и селах России, где московские строители возводят еще 1 миллион квадратных метров жилья. Теперь давайте сложим все это. Получается, что Москва строит в год более 8 миллионов квадратов квартир! Столько в стране никто не строит. Так что нет у нас пока повода для зависти ни к кому. Всегда радуемся, если кому-нибудь удается помочь.
РГ: Столица брала на себя обязательства и по строительству жилья для военных.
Ресин: Выполняет и их. В прошлом году офицерам и их семьям в соответствии с президентской программой "15 плюс 15" передали 3626 квартир общей площадью 202,8 тысячи квадратных метров. До конца этого года передадим еще 4061 квартиру при задании 3998.
РГ: А сама Москва будет еще наращивать объемы жилищного строительства?
Ресин: Нет. Больше 5 миллионов квадратных метров в год строить негде. И так уже приходится самым серьезным образом разбираться с "точечным строительством", которое вызывает возмущение москвичей.
РГ: Можно ли сказать, что в этом деле поставлена точка?
Ресин: Для элитного жилья, которое строят, чтобы продать и получить выгоду, - да. С этой целью дома больше не будут строиться. А детские сады, поликлиники, магазины в шаговой доступности от жилья будут возводиться и дальше. В любом микрорайоне все должно быть приспособлено для комфортного проживания.
РГ: В письме от жителей микрорайона Кожухово говорится о том, что новые дома строятся теперь удобными для заезда инвалидов-колясочников. А вот магазины, поликлиника, аптеки - без пандусов, словно заранее предрешено, что эти люди должны сидеть дома и не высовываться из своей квартиры.
Ресин: Такой подход в корне неверен, и если какие-то ошибки допущены, обязательно исправим.
РГ: Недавно в Экспоцентре открылась выставка, посвященная городской программе строительства гаражей. При открытие ее куратор программы первый зам. руководителя департамента градостроительной политики, реконструкции и развития города Константин Королевский сказал, что понятие "народный гараж" устарело в принципе. Между тем именно с "народным", то есть дешевым гаражом многие москвичи связывали надежду обзавестись, наконец, местом для своего автомобиля. Выходит, больше об этом можно не мечтать?
Ресин: Обеспечить москвичей гаражами и благодаря этому увеличить пропускную способность дорог - еще одна из задач, которую правительство Москвы считает для себя приоритетной. Но она может быть выполнена только при условии, что гаражи будут продаваться по доступным людям ценам. Зачем их строить, если они никому не доступны?
РГ: Это сколько же тогда они должны стоить?
Ресин: Одной цены быть не может. Разве можно сравнивать, скажем, гараж в районе Арбата и в том же Кожухово?
РГ: Приведите в пример Кожухово - на Арбате в конце концов не так уж много живет москвичей.
Ресин: Около 180-200 тысяч рублей. Понимаю, что и это немалая сумма для рядового москвича. Но ведь в наше время можно взять ипотечный кредит сроком до 25 лет. И потихоньку выплачивать его, не сильно напрягая семью.