Пикирующий доллар поставил на грань выживания авиагиганта "Эрбас"

"Эрбас" планирует вывести производство аэробусов из зоны евро и даже перевести его часть в США - на родину своего главного конкурента "Боинга". С таким сенсационным заявлением выступил президент концерна ЕАDS Том Эндерс. Основная причина - падение курса доллара относительно евро, которое продолжалось последний год, - поставило на грань выживания авиахолдинг.

Каждый цент, который теряет доллар по отношению к евро на мировых биржах, приносит "Эрбасу" убытки в 100 миллионов долларов. Когда в 2003 году Евросоюз вводил наличный евро, то его курс к доллару был один к одному. В декабре 2007 года этот курс вплотную подошел к отметке 1,5 доллара за евро. Следствием такой биржевой конъюнктуры стало многократное удорожание продукции "Эрбас", поскольку ее производственные расходы ведутся в евро, а продажи - в долларах. В результате продукция главного конкурента европейцев - американского "Боинга" - оказалась намного дешевле и конкурентоспособнее.

В концерне бьют тревогу. Его руководители называют действующую бизнес-модель "более неприемлемой", курс евро "перешагнувшим все мыслимые границы", а темпы падения доллара "смертельно опасными". По данным источников в "Эрбасе", это может привести к пересмотру прежних планов сокращений персонала и реструктуризации производства. И переводу в долларовую зону большей, чем было объявлено ранее, части производства. Как утверждает немецкий экономический еженедельник "Виртшафтс вохе", речь может идти не только о производстве комплектующих, но и строительстве в США целого сборочного предприятия, четвертого по счету за рубежом, для выпуска аэробусов.

Принятый в начале 2007-го план санации "Эрбас" под названием "Пауэр-8" утверждался из расчета курса евро в 1,35 доллара, а сейчас он фактически уперся в отметку 1,50. Только из-за дополнительного падения курса американской валюты убытки европейцев увеличились еще на полтора миллиарда долларов в дополнение к тем пяти миллиардам, которые принесла задержка с выпуском новейшего лайнера А-380.

В связи с этим глава материнского концерна EADS, чьей "дочкой" считается "Эрбас", Луи Галуа еще в начале ноября объявил о необходимости введения более жесткого режима экономии. Кроме того, производитель знаменитых "аэробусов" уже в ближайшее время сократит финансирование по ряду ключевых программ, включая новейшие научные разработки, а также проведет новые увольнения в дополнение к уже объявленной ликвидации десяти тысяч рабочих мест.