Планируется, что российские стандарты бухгалтерского учета в недалекой перспективе станут ближе к международным. Таким образом, финансовая отчетность компаний станет более прозрачной. Но надежды на то, что финансовое ведомство ослабит контроль за правилами ведения отчетности, явно не сбудутся.
В середине прошлой недели минфин внес в правительство доработанный законопроект "О бухгалтерском учете". Как говорится в пояснительной записке к документу, он появился в связи с тем, что возникла необходимость устранить устаревшие нормы неэффективных положений и пробелов в предыдущем законе, датированном 1996 годом. Так что нынешний закон приведет систему бухучета в соответствие "с изменившимися экономическими условиями деятельности экономических субъектов", считают в минфине.
Изменить, а вернее приблизить российскую бухгалтерию к международным стандартам финансовой отчетности (МСФО) необходимо еще и из-за вступления России в ВТО. МСФО, в свою очередь, надеются в минфине, поможет привлечь инвесторов, которые пока еще сомневаются в достоверности финансовых результатов российских компаний. Разобраться в нынешней бухгалтерской отчетности иностранцу довольно трудно, говорят эксперты, что часто и приводит к сомнениям инвесторов.
Наряду с органами власти, которые осуществляют контроль над бухгалтерами в других странах, действуют и негосударственные организации - саморегулируемые профессиональные организации бухгалтеров и аудиторов. Их роль обычно сводится к обобщению практики ведения учета, постановке вопросов перед органами госвласти, требующих нормативного регулирования, разработке и широкому обсуждению проектов регулирующих актов. Это что касается стран Евросоюза. В США и других англосаксонских странах разработка и установление правил бухучета ложится главным образом на плечи негосударственных организаций, которых контролирует государство. При этом государство сохраняет за собой право наложить "вето" на указанные правила, если они не обеспечивают соблюдения общегосударственных интересов.
Вопросам, касающимся саморегулируемых объединений, и в российском документе отведено достаточно места. Но по сути сказать об этом можно практически в нескольких словах: "установление системы эффективного регулирования сферы официального бухучета должно основываться на разумном сочетании деятельности органов госвласти и негосударственных организаций", написано в Концепции проекта закона "О бухгалтерском учете". Если все это перевести на русский язык, то надежды бухгалтеров, что минфин передаст часть своих контролирующих функций профессиональным бизнес-объединениям, не оправдались.
Однако следует добавить, что согласно тексту документа минфин будет разрабатывать национальные стандарты только для бюджетных учреждений, а также в случаях, когда за них не возьмется ни одна СРО. Все остальные стандарты будут готовить профессиональные объединения, но утверждать их все-таки будет минфин. А утверждать на практике означает и в том числе вносить разного рода корректировки, поправки и так далее. Заниматься этим будет комиссия по стандартам бухучета, в который предлагают ввести 10 представителей СРО и пяти минфина. Таким образом, будут уравновешены интересы чиновников и пользователей отчетности.
На самом деле, считают эксперты, баланса интересов не получится. Регулирование бухучета останется за минфином, а участие негосударственных структур будет сведено в конечном счете к минимуму. К тому же, сказано в статье 26 законопроекта, минфин имеет право отклонить проект национального стандарта, в случае если он не соответствует российскому законодательству о бухучете.