04.12.2007 06:00
    Поделиться

    65 процентов россиян считают профессию учителя непривлекательной

    Проректор МПГУ знает, как поднять престиж профессии педагога
    Согласно данным социологических опросов, 65 процентов россиян считают профессию учителя непривлекательной. Только 22 процента назвали ее престижной.

    Как поднять престиж учителя, вернуть в школы молодежь и превратить ремесло в творческую профессию? На эти вопросы отвечает доктор педагогических наук, проректор по научной работе Московского педагогического государственного университета (МПГУ) Виктор Чертов.

    Российская газета: Виктор Федорович, сегодня в сфере образования вроде бы многое сделано: прекратилось закрытие сельских школ, повысилась зарплата учителей, вузы получили большую финансовую свободу и дополнительные средства от государства. Но престиж учительской профессии по-прежнему невысок. Почему?

    Виктор Чертов: В последние годы престиж профессии учителя неуклонно снижался. Сейчас многое стали делать для того, чтобы наша профессия снова стала уважаемой и привлекательной для молодых людей. Однако понадобится время. Дело ведь не только в материальном стимулировании, Сегодня школьные учителя, даже молодые, начинающие, получают иногда не меньше вузовских преподавателей. Особое значение для педагогов всегда имела атмосфера уважения, почтения, которая была характерна для лучших учебных заведений, а также (что тоже очень важно) возможность творческого роста. В этом направлении многое уже делается. В школах, где появилось современное оборудование, сам процесс обучения стал приобретать иные формы. Сложнее, конечно, возродить в сознании россиян положительный образ учителя. Вспомните фильмы "Весна на Заречной улице", "Доживем до понедельника", "Вам и не снилось". После таких фильмов конкурс в педагогические вузы резко увеличивался. А сейчас учитель стал удобным объектом для пародистов и персонажем юмористических передач. СМИ о педагогах вспоминают только раз в году - в День учителя.

    РГ: Как вам кажется, не настало ли время принять на государственном уровне программу по формированию положительного образа педагога?

    Чертов: Я согласен с тем, что нужны особые шаги в этом направлении. Много лет назад мне довелось присутствовать на заседании "круглого стола", где шла речь о том, что необходимо создавать положительный образ российского бизнесмена. Прошло время, и этот образ действительно претерпел серьезные изменения.

    РГ: МВД тоже столкнулось с похожей проблемой. Повышать престиж российской милиции было решено, в том числе с помощью сериалов. Может, и про учителей следует начать снимать многосерийное кино?

    Чертов: А почему бы и нет? Но только хорошие сериалы, которые были бы адресованы и взрослым, и детям. Велика сила воздействия телевидения! Вот возьмите, к примеру, замечательный конкурс "Учитель года России", на который приезжают лучшие, самые успешные педагоги. Когда-то он проводился в Подмосковье, а торжественное закрытие конкурса проходило в Кремлевском дворце съездов, транслировалось по Первому каналу почти в полном объеме. Теперь избран другой принцип отбора места проведения - как на "Евровидении": конкурс проводится там, откуда был предыдущий победитель. Статус конкурса заметно снизился, о чем пишут педагоги из разных регионов страны. Помню, что помимо трансляции закрытия и церемонии награждения сразу по нескольким центральным каналам шли передачи, в которых выступали участники этого мероприятия, члены жюри. Конкурс подавался как событие общероссийского масштаба. Сейчас это всего лишь краткие отчеты в информационных выпусках "Новостей". К сожалению, бытует мнение, что учительский труд - ремесло. Это верно лишь отчасти. Напомню формулу известного русского педагога-словесника Марии Александровны Рыбниковой: "расчет и вдохновение". Среди учителей много необычайно одаренных людей, интересных собеседников, талантливых исследователей, поэтов. Они могут (и должны) стать участниками телепередач. Кстати, в нашем университете большинство аспирантов-заочников и соискателей - из учительской среды. Они не уходят из школы и после защиты диссертации.

    РГ: Есть ли у вас данные о том, сколько ваших выпускников приходит работать в школы?

    Чертов: Вот цифры по Москве: если в 2004 году оформились на работу в школу чуть больше 40 процентов выпускников, то в последние два года - более 50. Позитивные изменения особенно заметны в последние годы. Московское правительство не просто проявляет интерес к нашим выпускникам, но и предлагает тем, кто уже сделал свой выбор, хорошие условия для творческого труда и самые разнообразные формы поощрения. Некоторые наши студенты начинают работать в школе на старших курсах. Однако проблема с педагогическими кадрами остается.

    РГ: Каких педагогов сегодня не хватает в школах?

    Чертов: Нужны преподаватели иностранных языков, русского языка и литературы, математики, физкультуры, других предметов. В школах очень мало мужчин - это тоже серьезная проблема. Здесь целый комплекс причин, среди них две, возможно, главные: недостаточные возможности для карьерного роста и невысокая зарплата, не позволяющая содержать семью.

    РГ: Сейчас появляются специальные учебные заведения для одаренных детей, во многих школах есть коррекционные классы для тех, кто не успевает. Эти особенности как-то учитываются в программах вуза?

    Чертов: Постоянно обновляются программы курсов, в особенности курсов частных методик, которые вообще-то всегда учитывали и специфику работы с одаренными детьми, и индивидуальный подход в обучении, и особые условия работы с детьми, имеющими некоторые отклонения в развитии. Особое значение приобретает педагогическая практика, которая проводится в учебных заведениях разного типа. Кстати, именно от того, как прошла практика, во многом зависит окончательное решение молодого специалиста, его выбор.

    РГ: У вас, в университете, есть факультет дефектологии, который готовит логопедов, сурдопедагогов, педагогов для работы с умственно отсталыми детьми. Кажется, что выпускники этого факультета сейчас особенно востребованы?

    Чертов: Да, здесь всегда конкурс, в особенности на специальность "Логопед". Открываются дополнительные специализации, в том числе и такие, которые помогают расширить спектр образовательных услуг в этой области. Кстати, педагоги, в особенности учителя-словесники, никак не могут принять словосочетание "образовательные услуги" применительно к своей работе. Конечно, урок по поэзии А. Блока - это не "услуга", а нечто большее! Но как еще можно назвать, к примеру, частные занятия логопеда, психолога или пересдачу неудовлетворительно выполненной письменной работы?

    РГ: А какие новые специальности появились в вузе?

    Чертов: Назову лишь некоторые из недавно открытых: "журналистика" на филологическом факультете, "информационные технологии в образовании" на факультете технологии и предпринимательства, "туризм" на географическом факультете. Кроме того, вводятся дополнительные специализации практически на всех факультетах.

    РГ: Насколько важны эти деньги вузу?

    Чертов: Эти средства не очень большие, но необходимые университету, в том числе для модернизации аудиторного фонда и дополнительного поощрения преподавателей. Однако самые серьезные расходы идут все-таки за счет государственных программ. Так, в ходе реализации Инновационной образовательной программы было закуплено оборудование для лабораторий физического, химического и биолого-химического факультетов, а также для оперативной полиграфии и проведения интернет-конференций.

    РГ: С 1992 года МПГУ работает по схеме "бакалавр-магистр". Оправдала себя эта система в области гуманитарного образования?

    Чертов: Скажем так, многое сделано в апробации этой системы, которая была вписана в традиционную систему подготовки специалистов, рассчитанную на 5 лет и пользующуюся пока самой большой популярностью. Конечно, бакалавриат более востребован, чем магистратура.

    РГ: И последнее. Виктор Федорович, кто из ваших учителей остался в памяти? Может, кто-то повлиял на выбор профессии?

    Чертов: Я очень хорошо помню свою первую учительницу Анастасию Дмитриевну. Ей было лет 60. Она, как я понял позднее, принадлежала к тому поколению педагогов, которые получили образование еще в дореволюционное время, представляла знакомый по известному фильму тип сельской учительницы. И было это в средней школе села Петропавловское Алтайского края.

    Поделиться