Петербургские чиновники потратят на развитие малого бизнеса 2,7 миллиарда рублей

В Петербурге разработана концепция развития малого предпринимательства города на 2008-2011 годы. Как утверждают авторы документа, он направлен на повышение эффективности и конкурентоспособности прежде всего инновационного и промышленного бизнеса.

Эту задачу планируется решить путем создания благоприятных условий и развития инфраструктуры этих секторов экономики. В частности, будет образовано агентство по развитию малого предпринимательства, цель которого - координировать действия организаций (всего их в Петербурге 50), занятых в том или ином виде поддержкой малого бизнеса, в том числе по правовым вопросам. Намечается создать сеть производственных технопарков, открыть Дом предпринимателя, студенческий бизнес-инкубатор.

Особое внимание уделено слабому полу (само собой подразумевается, что не такой уж он и слабый). В городе начнут функционировать четыре центра женского предпринимательства, причем в трех форматах. Первый - обмен опытом, включая "круглые столы", проблемные семинары и т.д. Второй - аутсорсинг, предусматривающий создание координационного центра, который позволит женщинам-предпринимателям находить и использовать различные сторонние услуги: бухгалтерские, кадровые, юридические. Третий - "Бизнес и семья": в его рамках несколько инициативных комитетов женщин-предпринимателей продвигают и курируют идею малого семейного бизнеса, реализуют мини-программы помощи женщинам-предпринимателям в решении домашних и семейных вопросов.

Будет создан виртуальный бизнес-инкубатор. Он позволит предоставлять малым предпринимателям помощь в различных аспектах - от консультаций в режиме онлайн до получения юридического адреса.

В целом концепция представляет собой набор из семи принципов - ориентиров экономической политики петербургских властей в области поддержки малого бизнеса. Во-первых, сфера малого предпринимательства рассматривается как неотъемлемая часть социально-экономической жизни города и призвана функционировать в интересах эффективного развития Петербурга в целом. Второй принцип подразумевает "селективный подход": ресурсы, выделяемые на развитие малого бизнеса, направляются в первую очередь на поддержку отраслевых групп, представляющих собой "точки роста". Третье - это принцип "равноправного партнерства", где вся система регулирования малого предпринимательства строится на базе всестороннего и активного сотрудничества органов государственной власти и предпринимательского сообщества. Четвертое - "разумная кластеризация". Пятое - "активная экспансия", предусматривающая поддержку субъектов рынка, кластеров, отраслей малого предпринимательства, осуществляющих активное проникновение в другие регионы РФ и на зарубежные рынки. И наконец, "налоговое равноправие", "информационная доступность" и "объективная информационная основа".

На реализацию концепции городские власти планируют выделить 2,7 миллиарда рублей, о чем сообщил председатель общественного Совета по развитию малого предпринимательства при губернаторе Санкт-Петербурга Сергей Федоров. Он отметил, что, кроме того, планируется дополнительно получить из федерального бюджета 1,3 миллиарда рублей.

Федоров признал, что этих денег недостаточно для решения всех заявленных задач, но, по его мнению, лучше получить столько, чем ничего.

Впрочем, Федоров согласился и с тем, что успех концепции во многом зависит от чиновников на местах - в районах города, где работает малый бизнес. В то же время немалое значение имеет и позиция самих предпринимателей, которым власть собирается помогать.

В свою очередь Роман Курбатов, генеральный директор одного из малых предприятий, скептически оценил концепцию Смольного. На его взгляд, для того чтобы малый бизнес развивался, не нужно придумывать ничего экзотического, незачем тратить миллиарды бюджетных средств, надо просто не мешать людям работать.

В частности, Курбатов отметил, что предприниматели сегодня всецело зависят от районных и городских чиновников в части договоров аренды как на помещения, так и на земли. Власти составляют документы таким образом, что договорные отношения с бизнесом могут быть расторгнуты в одностороннем порядке. В договорах прописаны такие условия, что в случае двукратного нарушения правил торговли договор расторгается.

В итоге практически любой арендатор может быть выгнан со своего места в любое удобное для властей время. Курбатов подчеркнул, что "надлежащее" исполнение даже самых лучших городских программ по содействию малому бизнесу почему-то приводит к ежегодному сокращению предпринимателей. Давят на бизнес высокие арендные ставки, формируемые городом. "Не решив эти и многие другие проблемы, говорить о безоблачной перспективе малого бизнеса не приходится", - резюмировал предприниматель.